Главная > Дневник событий > Политика > «Брекзит»: отгородят ли Ирландию от Ольстера?

«Брекзит»: отгородят ли Ирландию от Ольстера?

ds-polit-Olster
image_pdfimage_print

Какой быть границе между Ирландской республикой и Ольстером, он же Северная Ирландия, составная часть Соединённого Королевства, после того, как через два года «Брекзит» станет свершившимся фактом? Появятся ли там таможенные блокпосты? Контрольно-пропускные пункты? Походные лаборатории фитосанитарного контроля? Вопросы не праздные, а едва ли не самые актуальные как для вознамерившейся покинуть союз Британии, так и для остающихся 27 стран.

В середине февраля этой злобой дня озаботились британский премьер-министр Тереза Мэй и её ирландский коллега Лео Варадкар (см. «Ирландия: у «кельтского тигра» – новый наездник», №6-8(121), 2017), который прямо признал, что статус и регуляционный режим на границе двух стран – самый «заковыристый» (“tricky bit”) пункт в повестке дня переговоров.

В августе 2017 года Лондон предложил освободить от уплаты налогов малый бизнес и проводить таможенные досмотры в предварительном порядке в случае с крупными торговыми игроками, чтобы таким способом избежать «создание пограничной инфраструктуры и постов» или же системы электронного наблюдения.

Критики этой переговорной позиции указывали на поверхностный и верхоглядский подход к этой проблеме, у которой насчитывается 142 деликатных момента, от требования соблюдения единых сельскохозяйственных и продовольственных стандартов до вопросов здравоохранения, страхования и прочая, и прочая. Не в последнюю очередь беспокойство вызывала и судьба Соглашения Страстной пятницы, положившего в 1988 году конец 30-летней вялотекущей террористической бойне, которую вели радикальные католики против «оккупационных» британских войск в Ольстере.

Беспокойство не рассеялось, а даже укрепилось после того, как в декабре прошлого года Лондон и Брюссель достигли договорённости, что будут рассматривать только три варианта решения этой проблемы: 1) заключение полноформатного соглашения между Британией и Евросоюзом, обеспечивающего беспрепятственное пересечение границы двух стран 2) подписание особого соглашения, предполагающего некоторые «изъятия» из общих правил игры для Ирландии 3) а в случае невозможности достичь какого-либо соглашения или «жёсткого» варианта выхода Британии из ЕС, сохранение Северной Ирландии в едином таможенном пространстве и «общем рынке» ЕС.

Похоже, внутри правящей консервативной партии возникло глубокое подозрение, что их лидер и премьер совершила стратегическую ошибку, когда в принципе допустила обсуждение третьей опции. Этот вариант предполагает, что у самой Ирландии и некогда входившим в её состав североирландским графствам будет единый регуляционный режим (“full regulatory alignment”), распространяемый практически на все трансграничные виды деятельности.

В условиях, когда собственно Британия более не будет государством-членом Евросоюза, Северная Ирландия окажется «междумирком» при сохранении привилегированных отношений собственно с Ирландией, от которой она была оторвана по соглашению 1921 года, завершившему колониальную зависимость острова от метрополии.

В Лондоне из стана тори слышатся голоса, что нельзя допустить особого статуса границы между двумя Ирландиями. В свою очередь в Дублине не хотят границы на замке и по экономическим (см. «Почему Ирландия страшится «Брекзита», №2(118), 2017), и по политическим причинам.

Нил Ричмонд, член сената в парламенте (Эрахтас), отвечающий в правящей партии Фине Гэл за диалог с Евросоюзом, считает: «Любая пограничная и таможенная инфраструктура представляют собой реальную угрозу для мирного процесса, который на нашем острове длится всего 20 лет. Правительство Ирландии является гарантом соблюдения Соглашения Страстной пятницы, равно как и британское правительство».

Логика сенаторов и многих других республиканских политиков проста: сегодня открытая граница гасит воинственность радикалов, которые сложили оружие, но не отказались от своих убеждений. Появление любых ограничений создаст видимость отторжения и – не исключено – разворошит угли националистических настроений среди бывших боевиков, что неминуемо будет означать возобновление террора.

Повысил градус дискуссии главный переговорщик от лица ЕС Мишель Барнье, заявивший, что в случае выхода Британии из единого рынка и таможенного пространства появление на границе двух Ирландий пограничных постов станет «неизбежным». При этом месье Барнье признал, что уже идет работа над юридическим документом, предполагающим «третью опцию», а именно – сохранение Северной Ирландии в едином таможенном и рыночном пространстве ЕС.

Вадим ВИХРОВ

№2(127), 2018