Косово: уроки 10 лет независимости


Косово отметило 10-летие провозглашения независимости. Эта круглая дата позволяет проиллюстрировать практические последствия для местного населения геополитических авантюр США и их союзников.

Большинство населения этой территории, которая была автономным краем в составе Сербии и которое состоит из этнических албанцев, радуется самому факту отделения от Белграда. Спорить с этим бессмысленно. Однако в остальном жители глубоко разочарованы результатами первого десятилетия независимости.

В этом некогда богатом регионе бывшей Югославии безработица составляет 30,6% самодеятельного населения, достигая 50,9% среди тех, кто младше 24 лет. По официальным данным, 17,6% граждан живут ниже официального порога бедности. В результате из 1,8 миллиона населения около трети (примерно 700 тысяч человек по неофициальным оценкам – точных данных нет) живут за границей.

Не решены проблемы отношений с сербским меньшинством. Хотя формально в местном парламенте и правительстве есть этнические сербы, подавляющее большинство сербского населения, которое насчитывает примерно 120 тысяч человек, не признает косовской независимости и косовских властей. Прежде всего, это относится к основному месту компактного проживания сербов – северной части города Косовска Митровица, который уже два десятка лет живет разделенным на две половины речушкой Ибар.

Хотя Брюссель заставил Приштину и Белград начать контакты по урегулированию конфликта, результатов пока нет. Официальные косовские власти не хотят даже теоретически слышать об автономии населенных сербами районов, рассуждая о «единой и неделимой стране». Для Евросоюза, который хочет затащить в свои ряды и Сербию, и Косово, решение споров между ними является обязательным условием для осуществления этого плана.

Политические и дипломатические итоги последних 10 лет удовлетворительными тоже назвать нельзя. Хотя независимость Косово признают 115 стран, но среди них нет ряда ключевых игроков, включая Сербию, конфликт с которой не преодолен, а также России и Китая. Даже среди стран Евросоюза, который официально покровительствует властям Приштины, признают независимость этой территории не все – 23 из 28. Такое положение не позволяет Косово стать участником ООН и других крупных международных организаций – от ЮНЕСКО до Интерпола.

Даже попытки косовского правительства добиться сдвигов по трем тактическим, но важным для него направлениям, остаются безуспешными: внешние покровители не идут навстречу. Речь идет, во-первых, о планах создания собственной армии, во-вторых, о закрытии международного трибунала по преступлениям, совершенным во время конфликта в Косово, и, в-третьих, о безвизовом режиме с Евросоюзом.

На первый пункт западные страны отвечают отказом, заявляя, что безопасность продолжает обеспечивать военный контингент НАТО численностью около 4 тысяч человек. На территории Косово, кстати, остается одна из крупнейших военных баз США в Европе – «Кэмп Бондстилл».

По второму пункту западные покровители также не прислушиваются к просьбам косовских правителей, которые считают, что рассмотрение конкретных дел иностранными судьями нарушает суверенитет их страны. Их беспокоит то, что предметом разбирательства могут быть бывшие командиры косовских албанских боевиков, многие из которых ныне входят в число руководителей провозгласившей независимость страны. Хотя наличие такого трибунала до сих не мешало этим людям занимать высокие посты, иметь контакты с западными коллегами, вести доходный легальный (и не обязательно) бизнес, сам факт его существования ставит этих людей в не совсем комфортное положение.

Наконец, Евросоюз не идет навстречу призывам отменить визы для косоваров. При всей готовности закрывать глаза на реалии этого края, в Брюсселе не рискуют распахивать двери выходцам из этих территорий, известных повышенной криминогенностью. В результате многим жителям, запрашивающим шенгенские визы, приходится совершать положенные демарши и ждать решения иногда до 8 месяцев.

Таким образом, территория, использованная США и их союзниками для достижения геополитических результатов, перестала интересовать международных спонсоров во всех других отношениях. Властям этой подопытной страны читают нотации, ставят задачи (в данном случае, например, борьбу с коррупцией и преступностью), которые те должны решать самостоятельно. Внешняя поддержка ограничивается необходимым для существования этого образования минимумом и выполнением интересующих внешних покровителей задач.

Светлана ФИРСОВА