Главная > Открываем старый свет > Привычки и Нравы > Турки привыкают к самогонному пиву

Турки привыкают к самогонному пиву

oss-Turk-samogon
image_pdfimage_print

Изготовленный в домашних условиях алкоголь ещё вчера был диковинкой на пространствах новоявленной всероссийский курортной здравницы по названию Турция. Это в прошлом. Домашнее пиво, сваренное 29-летним Керимом, обладает дополнительным привкусом: примешивается нотка грейпфрута. Что подтолкнуло молодого человека и его подругу Аслы взяться за это дело? Ответ однозначен, как сам грейпфрут: цены на алкогольную продукцию достигли почти потолка покупательной способности. А пиво, как и вода, дырочку найдёт.

При правлении Партии справедливости и развития во главе с нынешним президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом (см.  «Султанизация Эрдогана», №12(105), 2015) власти последовательно повышали акцизы на веселящие напитки. Цена на пиво с 2003 года выросла на 618%, а на популярный крепкий напиток – анисовую водку «ракы» на 725%. Алкоголь постепенно превратился в недоступную роскошь. Что сказалось на показателях продаж: они пошли вниз. И на оживившемся обмене утилитарной информацией о самогоноварении в социальных сетях и на онлайн форумах.

Коль скоро ни святое, ни дурное место пусто не бывает, в эту нишу устремились «народные умельцы», готовые воспользоваться тем обстоятельством, что у себя на кухне можно сварить пиво, раскрывает свои секреты Керим, всего за четверть магазинной цены.

Не подумайте, что Керим и Аслы делают на этом бизнес. Отнюдь. Их пиво не для продажи. Они раздают бутылки родственникам или знакомым, скажем, на свадьбу. Нет, это не противозаконно – разрешено для личного потребления производить 350 литров пива в год, объясняет Керим. Но существующие испокон веков в турецком обществе моральные табу заставят окружающих на тебя коситься. Важно не забывать, что турки – это нация трезвенников. По статистке, четыре пятых граждан Турецкой республики не употребляют алкоголь вообще.

При правлении Эрдогана антиалкогольная кампания шла по восходящей. Начиная с 2013 года запретили продавать этот жидкий допинг после 10 часов вечера и ближе 100 метров от мечетей. Реклама на телевидении алкоголя, равно как и табака, запрещена. Цены взлетели. Как следствие, продажи «ракы» с 2012 год по 2016 года упала на 20%.

Некий Умут, на которого ссылается издание «Политико», рассказывает, что, будучи студентом, он покупал 700-граммовую бутылку «ракы» примерно за восемь лир. По тогдашнему курсу это равнялось 1,7 евро. «Если бы тогда, в 2002 году я закупил грузовик «ракы» и складировал его содержимое, то сегодня выручил бы столько денег, что мог бы купить дом, – говорит, смеясь, Умут. – Это была бы наилучшая инвестиция в Турции. Круче, чем биткойн».

Сегодня Умут (не настоящее имя – он шифруется) гонит анисовую водку. Это противозаконно. Но, видимо, коммерчески оправданно.

Кстати

Президент Эрдоган известен как убеждённый приверженец здорового образа жизни. Для него национальным напитком является «айран» – турецкий аналог кефира (см. «Турок – значит трезвенник», №5(77), 2013). И в этом он отличается от отца-основателя современной Турции, Мустафы Кемаля Ататюрка, который создал спиртоперегонный завод в Анкаре и которого фотографы часто заставали со стаканом «ракы»…

Надежда ДОМБРОВСКАЯ

№2(127), 2018