Перспективы ядерных игр вокруг Ирана


Отношение к Ирану и к сохранению ядерной сделки с этой страной превращается в новый предмет раздора между США и странами Евросоюза. Радикальные настроения американской администрации, которая ведет дело к разрыву соглашения, выработанного с Тегераном при прежнем хозяине Белого дома, ставит европейских партнеров в довольно сложное положение. Они не хотят новой ссоры с Ираном, но не знают, как возразить США.

В столицах ведущих стран ЕС полагают, что эта договоренность действительно позволила снизить уровень напряженности на иранском направлении в ближневосточном регионе. Это очень важно для обеспечения их собственной безопасности и стабильности граничащих с Европой стран и территорий.

Кроме того, сделка открывала возможности для развития экономического взаимодействия с Ираном, сложного, но имеющего огромные бизнес-перспективы. Пока этот потенциал по ряду причин еще не реализован, что, как полагают, стало одной из причин новогодних беспорядков в Иране, где часть населения ожидала более быстрого улучшения своего социально-экономического положения. Тем не менее, в долгосрочном плане Иран остается одним из лакомых и ликвидных (за счет потенциала нефтегазового сектора) рынков.

Наконец, не менее важным является политико-дипломатический аспект: отзыв американской подписи под этим документом стал бы еще одним фактором, подрывающим доверие в мире к обещаниям США и, следовательно, Запада в целом. Это чревато опасными последствиями для американцев и их союзников в отношениях с остальным миром.

Европейцы пока тянут время, но находятся в совершенно неудобном положении. Заокеанские союзники вынуждают их в том или ином виде поддержать антииранские инициативы Вашингтона, в противном случае грозя негативными последствиями для европейского бизнеса.

Собственно, это в некотором виде повторяет американские действия на российском направлении, с той разницей, что в России европейцы теряли завоеванные конкретные позиции, доли на рынке, а в Иране – только потенциальные сделки, поскольку после снятия санкционного режима они еще не успели должным образом нарастить объемы торгово-экономического сотрудничества. Если в досанкционные времена Евросоюз был первым торговым партнером Ирана, то сейчас он уже скатился на пятую позицию.

Кроме публичных заявлений в поддержку сохранения атомной сделки с Ираном лидеры стран Евросоюза пока никаких резких движений не сделали. Одновременно они показывают, что намерены исходить из сохранения договоренностей с Тегераном. Так, Европейский банк инвестиций готовит систему гарантий для тех предпринимателей из ЕС, которые захотят осуществлять проекты в Иране. Это должно существенно подкрепить возможности европейского бизнеса на иранском рынке: именно трудности с финансированием проектов были наиболее слабым местом в сотрудничестве с этой страной. А Еврокомиссия в мае готовит поездку в Тегеран около сотни крупных предпринимателей, специализирующихся на проектах в области возобновляемой энергетики.

Одновременно в кулуарах обсуждаются возможные условия экономического взаимодействия с Ираном в случае, если США выйдут из ядерной сделки, введут односторонние санкции и будут грозить наказанием тем компаниям, которые соберутся работать с этой страной.

Пока в публичном пространстве формулируются две идеи. Первая состоит в том, чтобы выторговать у Вашингтона какие-то исключения. Так было, например, с Кубой, где европейские компании работали, несмотря на американские санкции против этой страны. Вторая выглядит невероятно смело: ввести ответные санкции против компаний американских. Но в Европе признают, что оба этих пути опасны и нежелательны, поэтому предпочтительнее было бы сохранение иранской атомной сделки в неизменном виде. Но для этого надо иметь политическую волю, которую в Евросоюзе пока не способны демонстрировать.

Как это ни парадоксально, Россия может оказаться единственной выигравшей стороной при любом развитии событий. Интересам Москвы, безусловно, также отвечает сохранение договоренностей с Ираном, поскольку стабилизирует важного партнера. Это также сближает российские и европейские интересы, создает почву для попытки выработки некоей общей позиции, неких совместных действий на этом направлении. Если европейцы пойдут на это, то такая общая работа может положительно сказаться на контексте плохих отношений между странами Евросоюза и Россией. Станет ли это реальностью, полностью зависит от европейской стороны.

Если американцы все же похоронят сделку с Ираном, то Москва тоже будет иметь свои плюсы. Во-первых, она вновь подтвердит надежность своих обещаний, в отличие от обещаний западных стран. Это, безусловно, сыграет положительную роль на многих внешнеполитических направлениях, даст в будущем положительные результаты, причем не только в Тегеране.

Во-вторых, выход Запада из сделки расширит возможности российских компаний на огромном, голодном и потенциально богатом иранском рынке, где после отмены санкций они стали терять позиции в конкурентной борьбе.

Валерий ВАСИЛЬЕВСКИЙ