Повсеместное внедрение электромобилей? Чистая фантазия!


Поверьте, это утверждение отнюдь не выдумка автора. Это итог исследования, проведенного германским Институтом энергетических систем будущего. Нет, против самой идеи электромобиля ни у кого никаких возражений нет. Но дело в том, что в нынешних условиях действительно широкое использование этого экологически прогрессивного транспорта оказывается утопией, прекраснодушной маниловщиной.

Где зарядить аккумулятор такой машины? Только дома, ведь сети соответствующих общественных «электрозаправок» пока нет. А если даже и создать их в спешном порядке, то возникает второй вопрос: выдержат ли сети, пока не рассчитанные на такую дополнительную нагрузку? Положим, ее удастся покрыть за счет срочного ввода в строй новых электростанций. Но ведь они будут, скорее всего, угольными, во всяком случае – в Германии, поспешно отказавшейся от ядерной энергетики. Такой поворот очень напоминает тришкин кафтан: избавляться от загрязняющих атмосферу бензиновых авто, чтобы строить новые тепловые электростанции. Итоговый эффект вполне может оказаться не положительным, а отрицательным.

Например, согласно расчетам, электрический автомобиль среднего класса с учетом всех вышеуказанных сопряженных факторов будет нагружать окружающую среду 220 граммами углекислого газа на километр.

Между тем Европейский Союз ставит перед собой задачу к 2020 году достичь нагрузки в 95 граммов на километр. Эти показатели плохо увязываются между собой, не так ли? Согласовать их можно лишь в одном случае – только если подавляющая часть дополнительной электроэнергии в Германии будет производиться на «чистых» электростанциях. Легко себе представить, насколько это масштабная и дорогостоящая задача.

Кроме того, повторим еще раз: все эти усилия будут иметь смысл, только если создать всеохватную сеть «электрозаправок». Сейчас она существует в зачаточном состоянии. Одним из самых простых решений была бы установка соответствующего оборудования на всех бензозаправках. Может быть, со временем так и случится, но пример концерна «Шелл» не дает особенных оснований надеяться, что это произойдет быстро и без сопротивления, хотя бы скрытого. Ведь мировой энергетический гигант не так давно обнародовал исследование, в котором указывается, что свою основную задачу он видит в том, чтобы водители автомобилей и в отдаленном будущем использовали для езды бензин и дизельное топливо.

Вообще, поездки на электрических автомобилях потребуют от водителя некоторой психологической перестройки. Представьте себе, что из-за вашей забывчивости посредине пути аккумулятор оказался на нуле. Тут уж запасная канистра в багажнике не поможет. Да и времени на подзарядку потребуется куда больше, чем на то, чтобы плеснуть бензинчика в бак.

Но и эта перестройка – только первый этап. Целый ряд экспертов считает, что электромобили могут найти применение только для того, чтобы обеспечивать сообщение между двумя фиксированными точками – от одного прокатного центра до другого – а иметь их в частной собственности будет бессмысленно. В этой позиции, безусловно, есть серьезное рациональное зерно. Но для развития такой инфраструктуры, которая позволила бы на перекладных преодолеть расстояние в несколько сотен, а то и тысяч километров, потребуется уйма времени и денег. А всерьез вкладываться в развитие экологически более приемлемого вида автомобильного транспорта пока никто не спешит.

Андрей ГОРЮХИН