Главная > Финансы & банки > Валюта > ЕЦБ: начинаются большие маневры

ЕЦБ: начинаются большие маневры

fb-valuta-ECB
image_pdfimage_print

Большие маневры начинаются в Европейском центральном банке (ЕЦБ) вокруг того, кто станет его следующим руководителем. Этот выбор способен сыграть решающую роль в определении будущей линии регулятора еврозоны. В кулуарах структур Евросоюза считают предстоящее назначение чуть ли не самым важным для этого объединения в практическом плане.

Полномочия итальянца Марио Драги истекают 21 октября 2019 года, и на публике политики и государственные деятели из стран еврозоны говорят, что слишком рано обсуждать эту проблему. Разумеется, формально так и есть, однако до начала очевидных и открытых схваток вокруг этой ключевой для Евросоюза фигуры разворачивается закулисная битва. Ее результатом станет расчистка поляны перед официальной кампанией по выбору нового председателя ЕЦБ, отсев одних потенциальных кандидатов, укрепление других, фиксация той политики, которую будут ожидать от главного финансового регулятора зоны евро на предстоящие годы, а также баланса географических и политических сил в руководстве этого учреждения.

Ожидается, что принципиальное решение о новом главе ЕЦБ должно быть принято примерно к лету 2019 года, и вряд ли это произойдет раньше. За предстоящий год с лишним много что может произойти в европейских и глобальных финансах, поэтому сложно понять, кто может войти в число фаворитов и на каких условиях могут быть заключены компромиссные сделки между ключевыми странами. Но кое-что уже начинает просматриваться.

Первым признаком того, в каком направлении развиваются события, может стать выбор заместителя председателя ЕЦБ вместо португальца Витора Коштансиу, который покидает свой пост уже в мае 2018 года. Это очень важная фигура в системе коллегиального управления финансовым регулятором, немногим уступающая по влиятельности его главе. Эксперты склонны рассматривать этих двух руководителей ЕЦБ как символ того курса, который проводит банк.

Кандидатов на освобождающуюся должность должны назвать уже в феврале, а выбор деятеля будет говорить о многом. Кстати, букмекеры полагают, что заместителем председателя станет нынешний министр экономики Испании Луис де Гиндос, а председателем в будущем году – глава Бундесбанка Йенс Видманн.

Но не всё так просто. Испания действительно должна возвращаться в правление ЕЦБ, в котором она не представлена с 2012 года. Она тогда потеряла свою позицию из-за требований всесильной Германии, встревоженной внутрииспанскими спорами о путях преодоления острейшего банковского кризиса в стране. Однако неписанные правила ЕЦБ предполагают, что четыре крупнейшие страны зоны евро (Германия, Испания, Италия и Франция) должны быть представлены в правлении, которое управляет банком в ежедневном режиме, а остальные две должности членов правления делят между собой представители менее влиятельных стран. Поэтому вроде бы испанцу пора вернуться в правящие структуры работающего во Франкфурте-на-Майне финансового регулятора.

Далее, согласно этим же негласным правилам, немцу пора вернуться на главный пост в ЕЦБ. Следовательно, Видманн должен попасть в фавориты гонки. Однако прецеденты таких назначений побуждают к осторожности: фавориты не обязательно первыми приходят к финишу. Так, француз Жан-Клод Трише, один из создателей единой европейской валюты, в 1999 году уже считался несомненным первым председателем создаваемого ЕЦБ. Однако внутрифранцузские скандалы вывели его из игры, и он лишь в 2003 году смог занять этот пост. В 2011 году немец Аксель Вебер тоже ходил в фаворитах и должен был заменить француза. Это считалось естественным ходом событий. Однако перед этим кандидат-немец публично критиковал некоторые действия француза, которого собирался заменить. В итоге правительство Германии, чтобы не ссориться с Парижем, не поддержало его кандидатуру. Вебер обиделся, ушел в частный сектор и сейчас возглавляет швейцарский банк ЮБС.

В этом контексте знатоки внутренней кухни ЕЦБ полагают, что с прогнозируемой заменой Драги на Видманна может произойти что-то подобное, поскольку в Германии нынешнего председателя критикуют, хотя не могут возражать против того, что его действия дают отличный результат. Тем не менее, многие считают проблематичной его резкую замену на финансиста с другими взглядами, который может повести корабль иным курсом: нынешний официально считается успешным. Следовательно, назначения этого представителя Германии будет воспринято рынками именно как смена курса, что представляется сегодня нежелательным.

В таком контексте всплывает имя испанца де Гиндоса. Против него говорит то, что он представляет «Юг», хотя настала очередь человека с «Севера». Однако министр экономики в мадридском правительстве нравится немцам и прочим северянам, поскольку он занимает такую же, как и они, жесткую позицию по деликатной теме контроля над бюджетным дефицитом. Кроме того, именно он считается одним из авторов успешного выхода Испании из острейшего финансового кризиса последних лет. Против него, однако, говорит тот факт, что он является политиком, а не финансистом, банкиром или хотя бы экспертом с мировым именем. До сих пор политиков на такую должность не назначали.

Знатоки не исключают, что немца сейчас могут сделать заместителем председателя (будто бы эту интригу и плетут французы), а в 2019 году главой ЕЦБ выбрать кого-то другого. Называется имя нынешнего председателя Банка Франции Франсуа Виллеру де Гало, бывшего министра финансов Нидерландов и бывшего председателя еврогруппы Йеруна Дийселблума (но он тоже политик, а не банкир) и того же де Гиндоса.

Однако за этими интригами теряется ключевая тема: какой будет стратегия ЕЦБ на предстоящие после Драги годы? Будет ли приоритетным обеспечение бюджетных и финансовых показателей, или же на первом месте будет развитие экономики? Будет ли обеспечена преемственность курса Драги, или сделанное им пойдет под нож?

Алексей СТРАШЕВ

№1(126), 2018