Министр финансов Португалии Мариу Сентену заменит голландца Йеруна Дийселблума на влиятельном посту главы Еврогруппы.
В это неформальное объединение входят главы финансовых ведомств 19 стран зоны евро. Они встречаются раз в месяц для обсуждения ключевых финансово-экономических вопросов той части ЕС, которая перешла на единую европейскую валюту. Хотя официальной роли у Еврогруппы нет, на деле она оказывает огромное влияние на выработку финансовой политики Евросоюза.
Избрание М.Сентену воспринимается как признание его успехов в преодолении тяжелого финансового кризиса, который несколько лет назад поразил Португалию. Эта страна воспользовалась программой внешней помощи, поскольку в 2009 году оказалась в числе стран Евросоюза в критическом финансовом положении.
За время пребывания нового главы Еврогруппы во главе министерства финансов своей страны уровень безработицы в Португалии сократился вдвое с пика в 8,5% самодеятельного населения (2013 год), темпы роста ВВП достигли 2,6% (0,9% в 2014 году, когда она начала выходить из кризиса). В мае 2017 года Еврокомиссия вычеркнула Португалию из списка стран-членов, имеющих опасный уровень дефицита государственного бюджета.
М.Сентену во главе Еврогруппы будет первым представителем страны, которая была в числе тех, кому оказывалась финансовая помощь в рамках специальных программ.
За этот пост с ним конкурировали коллеги из Латвии, Люксембурга и Словакии, а в финале он одержал верх над люксембургским министром. М.Сентену вступит в должность 13 января 2018 года сроком на два с половиной года.
Главных проблем, с которыми ему придется столкнуться на этом посту в ближайшее время, две.
Первая связана с ожидаемым прекращением программы помощи Греции в размере 86 миллиардов евро, которая должна быть завершена летом 2018 года. Еврогруппе к этому моменту предстоит выработать свою позицию по данному вопросу, определить состояние греческих финансов и дальнейшие действия во взаимодействии с Афинами, а также договориться с другим участником программы помощи Греции – Международным валютным фондом.
Вторая проблема относится к числу еще более сложных и долгоиграющих. Речь идет о согласовании стратегии реформы зоны евро, системы управления ею, целесообразности, формы и возможностей специальных инструментов и институтов на случай новых финансовых кризисов, решения вопроса о создании бюджета стран зоны евро. По этим вопросам у стран-членов существуют разные, порой, взаимоисключающие позиции.
Андрей СЕМИРЕНКО