Швейцария выигрывает от неучастия в санкциях против России


«Швейцария, смелее!» – этот призыв стал главным месседжем, который направили участники 2-го Российско-швейцарского бизнес-семинара, состоявшегося во Дворце конгрессов города Лугано.

Его организовали итальянская некоммерческая Ассоциация «Познаём Евразию», а также Фонд «Росконгресс» и Петербургский международный экономический форум, при поддержке Банка Интеза, Fideuram, Lugano Commodity Trading Association и Русского дома в Давосе.

На встрече обсуждалось развитие геополитической обстановки в мире и место России в международном контексте, а также возможности двустороннего сотрудничества в области финансов и торговли сырьевыми товарами.

К участникам семинара обратились Государственный секретарь кантона Тичино Норман Гобби, Сопредседатель группы дружбы «Швейцария-Россия» Федерального собрания Швейцарии Филиппо Ломбарди и Посол РФ в Швейцарии Сергей Гармонин. Среди выступавших были руководители финансовых групп и промышленных компаний, эксперты из двух стран.

Как заявил Председатель Совета директоров Банка Интеза, Президент ассоциации «Познаём Евразию» Антонио Фаллико, подозрительность и опасения Запада в отношении России не должны затемнять тот факт, что «российская финансовая система устойчива, и необходимо максимально использовать мудрую позицию Швейцарии в отношении антироссийских санкций, чтобы подвигнуть компании инвестировать в этой стране».

Некоторые выступавшие указывали на то, что в нынешней обстановке обвинений Москвы в якобы имевшем место вмешательстве Москвы в президентские выборы в США и в референдум по выходу Великобритании из ЕС, решиться на инвестиции непросто. К тому же с 2014 года действуют санкции США и многих европейских стран в ответ на украинский кризис и переход Крыма к России. Несмотря на это, в отношении Запада к РФ кое-что меняется.

Посол РФ в Швейцарии Сергей Гармонин отметил, что «во втором квартале 2017 года рост российской экономики превысил 2%, положительной была динамика освоения инвестиций на внутреннем рынке, и одновременно сокращается зависимость государства от нефти и природного газа». По его словам, западные санкции негативно влияют, прежде всего, на Европу.

«Верно, – подтвердил А.Фаллико. – Из общего ущерба в 155 миллиардов долларов, нанесенного санкциями, 55 миллиардов приходятся на Россию, а остальное – на счет европейских стран, которые к ним присоединились».

По его мнению, в России возможностей для бизнеса немало, поэтому «в интересах Европы найти способ выхода из санкционного режима».

Некоторые государства Старого Света смогли избежать участия в нем, например, Швейцария.

По словам сопредседателя группы дружбы «Швейцария-Россия» Федерального собрания Швейцарии Филиппо Ломбарди, «мы не поддержали систему санкций США и ЕС. Хотя и вынуждены были принять меры по предотвращению использования территории Швейцарии для нарушения санкций, что несовместимо с нашим суверенитетом».

По его мнению, «санкции находятся, в основном, в головах финансистов, поскольку компании, работающие с США, избегают одновременно делать это с Россией, чтобы не разозлить американцев».

Государственный секретарь кантона Тичино Норман Гобби подчеркнул великолепные отношения этого региона с Россией. Он заявил, что «Швейцария, к счастью, и в отличие от большинства европейских стран, может более свободно вести свои дела с русскими». Так почему бы этим не воспользоваться?

Показательно, что в 2016 году Россия стала 20-м по значению партнером Швейцарии, поднявшись в этом рейтинге на две ступени с 2015 года.

Антонио Фаллико привлек внимание к тому, что «в 2016 году экспорт Швейцарии в Россию составил примерно 2 млрд швейцарских франков, немного снизившись по сравнению с показателями предыдущего года, тогда как общий товарооборот остановился на отметке 5 млрд швейцарских франков. Снижение товарооборота происходит с 2014 года и связано, прежде всего, с падением цен на импортируемые в Швейцарию российские энергоносители. Тем не менее, сейчас происходит изменение тенденции, наблюдаются признаки оживления торговли. Так, швейцарский экспорт в Россию в третьем квартале 2017 года уже вырос на 24,9%, достигнув 637 млн швейцарских франков».