«Следующая остановка – Главный вокзал»


Берлин возвращает себе звание железнодорожной столицы Европы

Признаем очевидное: столь архитектурно современного, технически совершенного и удобного для пассажиров железнодорожного вокзала нет ни в одной европейской столице. И название «Главный» присвоено ему по праву, отнюдь не только потому, что он расположен в непосредственной близости от Правительственного квартала Берлина, где со временем будут сосредоточены все основные органы власти.

…Стеклянная крыша плавной аркой перекрывает изящный изгиб железнодорожных путей, перечеркнутых двумя четкими штрихами зданий. Таков вид нового вокзала, как говорится, с высоты птичьего полета. Внутри этого огромного, пронизанного светом объема (321 на 160 метров) разместились платформы и технические службы, залы ожидания, 70 тысяч квадратных метров площадей, из которых 15 тысяч предназначены для торговли и сервиса. В инфраструктуру здания вписаны 54 эскалатора, 43 обычных лифта и 6 панорамных, стоянка на 900 автомобилей. Поезда всех видов сообщения будут проходить через эту станцию с полутораминутным интервалом – это ли не доказательство прекрасной технической оснащенности и тщательной организации движения?

Для возведения этого вокзала потребовалось решить целый ряд непростых инженерных задач. Вот цифры: было уложено полмиллиона кубометров бетона (этого хватило бы на строительство 85 километров автобана), возведено 85 тысяч тонн стальных конструкций. Поскольку вокзал расположен в непосредственной близости от реки Шпрее, то при рытье котлованов пришлось самым тщательным образом решать проблему грунтовых вод. Ведь помимо наземных линий, через вокзал проходит и четырехпутный тоннель «Север-Юг», с помощью которого, наконец, нашли решение многие проблемы берлинского транспортного узла. При рытье котлованов было вынуто 1,5 миллиона кубометров грунта. Если эту массу погрузить на самосвалы, то такая колонна протянулась бы на 1300 километров – от Бранденбургских ворот до атлантических берегов Франции. Но грунт предпочли вывезти водой, баржи загружались в близлежащей речной гавани и дальше шли по городским каналам.

Кроме того, пришлось возвести четыре виадука для линий городской электрички – «эсбана» – причем один из них – длиной 240 метров – прошел как раз над гаванью Гумбольдта. Все они возведены на элегантных вилочных опорах. Кроме того, на северном выезде с Главного вокзала был построен еще один мост – длиной в 570 метров. Он прошел на высоте от 6 до 12 метров, под ним остались и воды канала Берлин-Шпандау, и парк, и даже небольшой Перлебергский мост…

На строительство всего комплекса главного вокзала ушло 10 лет и 10 миллиардов евро. Посильное участие принял и Европейский Союз, выделивший 33 миллиона евро. Точнее сказать, все эти миллиарды ушли на комплексную перестройку железнодорожной сети германской столицы – обновление путевого хозяйства, восстановление движения по кольцу городской электрички, строительство четырехпутного Тиргартенского туннеля, Главного вокзала и на реконструкцию еще девяти станций, где были созданы новые вокзалы, как региональные, так и для поездов дальнего следования.

Результатом должно стать значительное увеличение пассажиропотока. Предполагается, что число клиентов в берлинском регионе вырастет к 2010 году почти на 6 миллионов и достигнет 19 миллионов в год. За счет чего? Простой пример: из самого центра Берлина – с Потсдамской площади – до города Эберсвальде можно будет доехать не за 61 минуту, а за 38! Налицо выигрыш времени в 38%. Это, несомненно, заставит многих предпочесть рельсы автобану, на котором можно вдоволь настояться в пробках, не говоря уже о плотно забитых берлинских улицах.

Не менее заметным будет и выигрыш для междугородних поездов. На 40 минут быстрее – за час с небольшим – можно добраться из Берлина в Лейпциг или Штральзунд, примерно такой же выигрыш во времени ожидает и пассажиров поезда Гамбург-Лейпциг. Соответствующим образом сократится и продолжительность пути у международных поездов Гамбург-Прага или Гамбург-Вена, Берлин-Амстердам и тому подобное.

Словом, открытие самого крупного в Европе транзитного вокзала ознаменовало возвращение Берлина в число европейских железнодорожных метрополий. Конечно, есть в Германии и более масштабные, хотя и тупиковые вокзалы, взять тот же Лейпцигский, с его 28 путями. Но такого как Главный вокзал, вставший на берегу Шпрее, больше нет. И, пожалуй, нескоро появится.

Андрей ГОРЮХИН

Поезда – по модели авиакомпаний?
Революционный шаг в развитии высокоскоростных пассажирских перевозок по железной дороге совершили шесть ведущих железнодорожных компаний Европы. Они договорились об организации своего рода пула по образцу созданных авиакомпаниями – «Скайтим», «Стар элаянс» и «Уан уорлд».
Железнодорожные компании из Германии, Австрии, Франции, Бельгии, Нидерландов и Швейцарии подписали в Берлине соглашение о развитии сотрудничества в области высокоскоростного транспорта.
Альянс между ними призван установить единые стандарты для работы высокоскоростных железных дорог, объединить их усилия, предоставить общую систему услуг. Это предполагает совместную систему билетов, отлаживание удобных пересадок и стыковки расписания, стандартного возмещения убытков, коллективных программ работы с пассажирами и т.д.
Директор управления пассажирских перевозок Германских железных дорог Карл-Фридрих Рауш заявил, что конечным результатом альянса должно стать отвоевание у авиакомпаний долей на европейском транспортном рынке.

№2, 2006