Венгрия – Россия: сопряжение интересов. Это как?


Симптоматично: российский президент встречался с премьер-министром Венгрии Виктором Орбаном восемь раз. Только в 2017 году Владимир Путин посещал Венгрию дважды: 2 февраля и 28 августа – 3 сентября. Тропа не зарастает. Не успевает. Интенсивность контактов на политическом и дипломатическом уровне сохраняется высокой.

Почему? Одни из легко аргументируемых ответов: Венгрия и Россия – не схожие, но сочетаемые.

Иллюстрацией служит состоявшийся в конце октября визит в Будапешт первого заместителя министра иностранных дел РФ В.Г.Титова. Состоялись консультации с министром внешнеэкономических связей и иностранных дел Венгрии Петером Сиярто. Акцент пришёлся на «взаимную заинтересованность». В чём? В дальнейшем углублении торгово-экономического сотрудничества, включая реализацию стратегических проектов в области атомной энергетики и строительства газотранспортной инфраструктуры, в стимулировании высокотехнологичной кооперации и инвестиционной активности, в расширении межрегиональных и культурно-гуманитарных контактов.

Более того – и это многое объясняет – во время переговоров выражена «обоюдная приверженность» России и Венгрии усилиям по защите христианских ценностей и цивилизационных устоев в Европе. По мнению двух сторон, это является залогом нормального развития общества и благополучия будущих поколений (sic!).

Вместе с тем либеральные венгерские СМИ не прекращают участвовать в раскручивании продолжающейся в США и ряде стран Евросоюза антироссийской пропагандистской паранойи. Их отголоском могут служить в целом сбалансированные вопросы журналиста И.Ловаш из газеты «Мадьяр Хирлап», адресованные по следам визита в Будапешт президента РФ послу РФ в Венгрии В.Н.Сергееву:

Посол Сергеев нашёл правильные доводы, после чего журналист пообещал «потратить деньги на мороженое». Но сам факт проекции русофобской паранойи в западной прессе на настроения вполне респектабельных венгерских СМИ показывает, что не стоит питать иллюзии о скором торжестве здравомыслия.

 

Делать дело, не взирая на санкции

Менее всего подвержены антироссийским предрассудком представители предпринимательского и купеческого сословия, мыслящие категориями выгоды и пользы. Не случайно после нисходящей тенденции в торгово-экономическом диалоге, обусловленной введёнными Евросоюзом в 2014 году санкциями, сегодня наблюдается повышательный тренд.

Прошлый год был полон разочарований: объём взаимной торговли сократился на 9,2% и составил 4,3 млрд долл. Российский экспорт в Венгрию уменьшился на 12,6% (2,6 млрд долл.), а импорт – на 3,4% (1,7 млрд долл.). Зато первое полугодие нынешнего отмечено ростом на 27,4% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года (в стоимостном выражении это равно 2,6 млрд долл.). Российский экспорт в Венгрию вырос на 23,7% и составил 1,6 млрд долл., импорт увеличился на 33,6% до 1 млрд долл.

Суммарный объём накопленных российских капиталовложений в Венгрии оценивается в 1,5 млрд долл., венгерских в России – до 0,5 млрд долл. Среди объектов интереса российского капитала – прежде всего, топливно-энергетический сектор и атомная энергетика.

ОАО «ТВЭЛ», к примеру, провело работы по восстановлению 2-го энергоблока АЭС «Пакш», повреждённого в результате аварии, и совместно с ЗАО «Атомстройэкспорт» осуществило программу продления срока эксплуатации и повышения мощности четырёх энергоблоков станции (суммарно – с 1760 до 2000 Мвт). В соответствии с межправительственным соглашением Госкорпорация «Росатом» осуществит комплекс работ по дальнейшему увеличению мощности АЭС «Пакш», включая проектирование, сооружение и ввод в эксплуатацию двух новых энергоблоков.

Российские поставщики традиционно обеспечивают примерно три четверти потребляемой Венгрией нефти и две трети природного газа. Транспортировка российского газа в Венгрию осуществляется через украинское Берегово и австрийский Баумгартен. В 2016 г. поставки российского «голубого топлива» составили 5,54 млрд куб. м (в 2015 г. – 5,87 млрд куб. м). Соответствующие долгосрочные контракты продлены до конца 2019 года.

Нужно к этому добавить, что ОАО «Метровагонмаш» выиграло международный тендер на модернизацию 222 метровагонов для реконструируемой третьей линии будапештского метрополитена (помимо российской компании в конкурсе участвовали 7 европейских предприятий). Общая сумма подписанного 7 августа 2015 года контракта – 220 млн евро, его реализация рассчитана на 34 месяца, отгрузка первого состава состоялась в июне 2016-го. На июль 2017 года «Метровагонмаш» доставил в Будапешт 36 вагонов.

 

Венгерский бизнес времени не теряет

В России работает ведущий венгерский банк «ОТП»; в свою очередь Сбербанк России в 2013 году приобрел венгерские активы австрийского «Фольксбанка», включая его сеть (отделения в 20 городах Венгрии).

Энергетический концерн МОЛ обладает правами на разработку Байтуганского нефтяного месторождения с ежегодным объемом добычи 492 тысяч тонн.

Фармацевтическая компания «Гедеон Рихтер» занимает позиции одного из ведущих производителей медикаментов в России (её дочернее предприятие функционирует в Егорьевском районе Московской области).

При содействии работающего ныне под эгидой МВЭСИД Венгрии Экспортно-импортного банка венгерские фирмы участвуют в строительстве и оснащении учреждений здравоохранения, жилья и социальных объектов в российских регионах.

По линии РАН ведется научное сотрудничество по 46 совместным темам, в том числе в сфере космических исследований и биотехнологий.

 

Станцуют ли Москва и Будапешт венгерский чардаш?

От чего зависит степень близости и взаимопонимания Москвы и Будапешта? На поверхности лежит (или плавает) самый легковесный аргумент. От заинтересованности венгерского бизнеса в не омрачённых санкциями деловых отношениях с Россией, в частности в энергетической сфере, а также в области финансов и фармацевтики. Заинтересованность очевидна. Этот довод аксиоматичен, потому как никто и никогда не ставил под сомнение всё, что характеризуется выражением «взаимная выгода», измеряемая в форинтах и рублях.

Сложнее просчитать факторы, относящиеся к области геополитики и внутренним пертурбациям в самой Венгрии. Диалог двух стран во многом находится в заложниках у четырёх тенденций, способных изменить свои русла, подчас радикально, и потому зависит:

Нельзя не отметить идеологическую близость в геостратегических подходах Москвы и Будапешта. В ходе переговоров В.Г.Титова и П.Сиярто была подтверждена общность позиции России и Венгрии по урегулированию кризиса на Украине. Стороны констатировали «безальтернативность» выполнения Минских соглашений и выразили серьёзную озабоченность проводимой Киевом политикой тотальной «украинизации», её пагубным воздействием на положение национальных меньшинств в этой стране.

Фактически, Виктор Орбан и партия Фидес идут сегодня в противоход дальнейшей интеграции в рамках Евросоюза, предполагающей отказ от остатков политического и экономического суверенитета, за которую ратуют Германия и Франция. Венгрия представляет собой один из бастионов «вестфальской системы», согласно которой ключевым является «принцип национального государственного суверенитета», когда каждое государство обладает всей полнотой власти на своей территории. Помнится, на съезде русских князей в городе Любече, что стоял на Днепре, порешили: «Каждый да держит отчину свою».

Для сравнения. В отношении Польши у России тяжёлое наследство: предостаточно незатянувшихся, как раны, застарелых обид. Как следствие, в национальном самосознании, если воспользоваться выражением медиков, присутствуют «очаги застойного возбуждения», купирующие готовность к компромиссам. По контрасту, в краткосрочной, да и среднесрочной перспективе у Будапешта и Москвы обнаруживается намного больше точек сопряжения интересов.

В конце концов, на сегодняшний день диалог России и Венгрии отличается высоким уровнем взаимопонимания, основанного не только на торгово-экономической выгоде, но и на схожих подходах к глобальной повестке дня. От проблемы размывания национальной идентичности Европы в результате нашествия иноконфессиональных мигрантов, а также нападок под предлогом «толерантности» на ее христианские и социо-культурологические ценности, до способов урегулирования внутреннего украинского кризиса. А это дорогого стоит.

Вадим ВИХРОВ