Посол Кипра: «Наша цель – сохранять отношения на самом высоком уровне»


Леонидас ПантелидисНа вопросы «Всей Европы.ru» отвечает посол Республики Кипр Леонидас Пантелидис

– Господин посол, первый вопрос традиционен: каково нынешнее состояние российско-кипрских отношений?

– Если сказать в нескольких словах, то они как всегда великолепны. Разумеется, в последние два года они характеризуются новыми аспектами, поскольку Кипр стал членом Европейского Союза. Но при этом в них сохранилось главное – те сильные и искренние дружеские чувства, которые народ Кипра всегда испытывал к россиянам.

Став членом единой Европы, Кипр обязан играть по общим правилам. Но наша цель остается прежней – сохранять двусторонние отношения на максимально возможном уровне. Это относится не только к ведущим политикам наших стран, но и, что называется, к простым людям.

Неизменно важную роль играют экономические отношения между Россией и Кипром. Они покоятся на трех столпах – торговля, инвестиции и туризм. С точки зрения торговли наша роль на российском рынке не особенно велика, что вполне объяснимо: наши возможности как страны-производителя не слишком велики. Но даже и здесь определенный потенциал для развития отношений все же есть.

А вот что касается инвестиций, то Кипр продолжает оставаться для России весьма значительной величиной. И я верю в то, что эти позиции мы сможем сохранить. Хочу также заметить, что есть хорошие возможности и для российских инвестиций на Кипре и в последнее время они только расширяются. Открываются отличные перспективы для инвестиций в энергетику нашей страны. У российских компаний есть огромный опыт в этой сфере. Речь идет и о производстве электроэнергии, и о сжижении газа, и о нефтедобыче. Сейчас в нашей морской экономической зоне активно идут геологические изыскания. Российское правительство и деловые круги проинформированы об этом и с их стороны был проявлен определенный интерес к тому, чтобы принять участие в эксплуатации этих месторождений.

Есть немалые возможности для российских инвестиций и в сфере туризма. Говоря об этой отрасли, столь важной для нашей страны, я хочу подчеркнуть, что мы полностью преодолели спад, случившийся в 2004 году, после введения визового режима. Конечно, мы бы предпочли сохранить прежний порядок, когда для поездки россиян в нашу страну визы не были нужны, но поделать ничего не можем: таковы правила Европейского Союза. Со своей стороны, мы постарались сделать все, чтобы получение наших виз было максимально простым и быстрым делом. Я думаю, что каждый, кто обращался в консульский отдел нашего посольства в Москве, может подтвердить: получить там визу совсем несложно. Словом, новый порядок не стал препятствием для поездок российских туристов на Кипр. Мы искренне рады гостям из России и опыт показывает, что те из них, кто побывал у нас однажды, возвращаются к нам снова и снова. А мы готовы делать все возможное, чтобы все больше россиян избирало местом своего отдыха нашу республику.

– Давайте обратимся к международной проблематике. Не так давно Европейский Союз рассмотрел вопрос о том, как Турция, ведущая переговоры о вступлении в это сообщество, выполняет предъявленные к ней требования. Какова точка зрения Кипра?

– Прежде всего, я бы хотел разделить турецко-кипрские отношения на два круга вопросов. Первый – кипрское урегулирование – обсуждается в Организации Объединенных Наций. Второй можно называть своего рода внутренним делом Европейского Союза.

И Генеральная Ассамблея ООН, и Совет Безопасности приняли за минувшие годы целый ряд резолюций, определивших принципы, на которых должно основываться обсуждение проблемы и достижение урегулирования. Эти документы стали для нашего народа моральной опорой в борьбе за восстановление территориальной целостности республики. Мы очень высоко оцениваем конструктивную роль, которую в урегулировании играет Россия, как постоянный член Совета Безопасности ООН и благодарим ее за поддержку наших справедливых требований.

– Давайте рассмотрим тот круг вопросов, который касается Европейского Союза.

– В данном случае речь идет об отношениях Кипра, полноправного члена ЕС, и Турции – страны, стремящейся к вступлению в эту организацию. Это связано с обязательствами, которые Анкара взяла в отношении Никосии и до сих пор не выполнила. Складывается парадоксальная ситуация: по сути дела страна-кандидат не признает прав одной из стран Союза. И при этом она опирается на голос Кипра, поданный за ее вступление в ЕС! Поверьте, это вопрос не чисто академический: Анкара нарушает принцип равноправия, один из основополагающих в Европейском Союзе.

Могу привести вам несколько показательных примеров. Например, если я лечу из Москвы в Ларнаку на самолете «Аэрофлота», полет будет длиться где-то три с четвертью часа. Стоит мне воспользоваться самолетом «Кипрских авиалиний», как потребуется на час больше! В чем причина? В том, что воздушное пространство Турции открыто для всех авиакомпаний, кроме кипрской. А нашим воздушным судам приходится сперва лететь на запад и над Грецией разворачиваться в нужную сторону. Я уж не говорю о полете с Кипра в Армению: тут разница с другими компаниями может достигать семи часов! Хотя от Ларнаки до Еревана всего-то полтора часа лету! Но «Кипрские авиалинии», захоти они организовать подобный рейс, должны были бы сначала отправиться в Европу, потом в Россию, а уж оттуда – в Армению. Разве это не нонсенс?

Такой же запрет действует и для судов кипрского флота: территориальные воды Турции для них закрыты.

Анкара брала на себя обязательство отменить эти дискриминационные меры до конца 2006 года. Этого пока не сделано. Как не выполнен и целый ряд других обязательств, вытекающих из ее намерений присоединиться к Европейскому Союзу. Это не мое мнение, а констатация тех брюссельских чиновников, которые наблюдают за тем, как реализует Анкара свои обещания. Конечно, решение о продолжении переговоров в декабре будут принимать главы государств и правительств стран ЕС, но на сегодняшний день ситуация очевидна: свое слово Турция не сдержала.

– Так же точно она продолжает пренебрегать международным правом и в вопросе о существовании никем кроме Анкары не признанной так называемой Республики Северного Кипра?

– Да. Одностороннее провозглашение этого образования осуждено ООН. И поддержка, которую Турция оказывает сепаратистам, не помогает ей в достижении целей, которые она ставит перед собой в отношениях с ЕС. Нельзя не заметить, что политика Анкары здесь выглядит крайне непоследовательно, ведь во всех других случаях она выступает за неуклонное соблюдение принципа территориальной целостности. Могу привести как минимум три примера: территории Ирака, Азербайджана и самой Турции. Тут у турецких политиков налицо горячая приверженность сохранению существующих границ. И опять-таки Кипр – единственное исключение.

Александр СТЕПАНОВ

№5, 2006