Главная > Тенденции & прогнозы > Саммит > Европа стала осторожнее?

Европа стала осторожнее?

142
image_pdfimage_print

Очередная встреча европейских лидеров с представителями стран, объединённых Брюсселем в «Восточное партнёрство» – Украиной, Белоруссией, Молдавией, Грузией, Арменией и Азербайджаном – прошла в непростое для Европы время.

В Европейской Комиссии главная головная боль это, конечно, «Брекзит». Германия никак не может решить вопрос о том, кому же именно будет доверено войти в федеральное правительство. В Испании продолжает кипеть каталонский котёл. И, тем не менее, Европейский Союз по-прежнему поглядывает за пределы своих границ, демонстрируя некую смесь упрямства и самоуверенности. Но надо отдать ему должное – делает это уже куда более осмотрительно.

Всем участникам нынешней встречи, а вы, конечно, заметили, что речь идёт о бывших союзных республиках СССР, определённо дали понять, что ни одна из стран, желающих сотрудничать с ЕС, больше не должна делать выбор между ним и Россией: хорошие отношения можно сохранять с обеими сторонами. Кроме того, не стоит питать иллюзии относительно перспектив быстрого вступления в «единую европейскую семью». Очевидно, что в Брюсселе всё же сделали некие выводы из киевских событий 2014 года, когда вовсю эксплуатировалась «морковка» о вступлении в ЕС и демонстративно педалировалось западное присутствие. Говорят, что даже среди брюссельских дипломатов уже появились люди, признающие, что надуманная дилемма «или-или» применительно к Украине внесла серьёзный вклад в обострение политической ситуации.

Пресса признаёт, что из названной шестёрки отчётливо проевропейским можно считать только трио Украина-Молдавия-Грузия. Два других государства входят в Евразийский экономический союз, а потому должны строить своё сотрудничество с Европой с учётом этого факта. Азербайджан старается быть равноудаленным.

Но даже стремления Украины пойти дальше «европским шляхом» на последней брюссельской встрече получили вежливый, но отчётливый отпор. Знатоки брюссельской кухни полагают, что здесь сказался, в том числе, и негативный опыт второй волны расширения ЕС на Восток, выразившийся в приёме в Союз Румынии и Болгарии. В Брюсселе обе эти страны по сей день – десять лет спустя! – считаются далёкими от того, какими надлежит быть странам ЕС с точки зрения соблюдения прав человека и государственного управления. Что же говорить об Украине, которую даже снисходительная европейская пресса считает государством, в котором не побеждена ни коррупция, ни тяга политической элиты к бесконтрольному обогащению.

Видимо, в Брюсселе все-таки, наконец, почувствовали, что ЕС близок к тому, что британский историк Пол Кеннеди в 1987 году назвал «имперским перенапряжением» – расширением зоны влияния до такой степени, когда начинается экономический дрейф окраинных регионов, который не удаётся сдержать из столицы ни военными, ни организационными средствами. На бытовом языке это можно обозначить как «откусили больше, чем могут проглотить». В такой ситуации и в самом деле лучше проявить осмотрительность.

Марина СМИРНОВА

№11(124), 2017