Евросоюз: прогресс едва заметен


Нельзя отрицать очевидное: за прошедший год напор беженцев и экономических мигрантов, стремящихся к европейскому счастью балканским и средиземноморским маршрутом, снизился почти на две трети. Но радоваться всё же рано. В другом аспекте миграционного кризиса прогресса практически не заметно, и кризисная ситуация по-прежнему сохраняется во всей мощи. О чем, собственно, речь?

Высылка в родные края тех мигрантов, которые не могут претендовать на получение в ЕС статуса беженцев, происходит еле-еле. Нет ли здесь преувеличения, ведь половину незваных гостей всё же удалось выслать? Да, но половина, сиречь каждый второй, всё же осталась, не так ли? Эксперты считают, что это наносит Союзу серьёзный ущерб, причём брюссельские чиновники, разумеется, на правах анонимности, соглашаются с этим.

Особенно трудно идёт высылка в страны Северной и Западной Африки. В 2015 году государства ЕС смогли отправить восвояси только 27% нелегалов, прибывших из этого региона. Дело в том, что с этими странами у Союза нет соглашения, которое регулировало бы порядок возвращения таких «понаехавших». И положение начало несколько улучшаться буквально только что. Скажем, в договор об оказании помощи в развитии между этими странами и ЕС уже включено условие о том, что сторонам необходимо сотрудничать в борьбе с нелегальной миграцией.

Европейская Комиссия уже начала соответствующие переговоры с Тунисом. Но вот с двумя ключевыми странами региона пока дело не сдвигается с места. Скажем, с Алжиром, хотя мандат действует с 2002 года, переговоры пока так и не ведутся. А Марокко сейчас пробует договориться с Испанией в двустороннем порядке, после того, как правительство этой африканской страны два года назад чуть не разорвало отношения с ЕС.

Но Союз полон решимости наращивать давление на страны, которые не хотят принимать обратно своих отвергнутых Европой граждан. В частности, Брюссель намеревается затруднить выдачу виз гражданам этих государств. Первой «под раздачу» попала Бангладеш, и визовый рычаг, как считается, в этом случае сработал успешно. Теперь соответствующие переговоры ведутся с африканскими странами. И тамошним элитам без стеснения дают понять, что им устроят изрядные трудности при получении виз в Европу, если они по-прежнему будут увиливать от приёма своих высылаемых граждан.

Однако вернёмся к Бангладеш. Ещё весной нынешнего года эта азиатская страна исправно поставляла своих граждан в Италию – через Ливию и Средиземное море. Но после беззастенчивого нажима со стороны Брюсселя дело пошло на лад. Вам кажется, что европейские гуманисты поступили неделикатно? А вот германский министр внутренних дел Томас де Мезьер полагает иначе: он приветствует подход Брюсселя и говорит следующее: «Если возникают трудности с возвратом на родину граждан той или иной страны, то надо быть последовательным и увязать въезд к нам людей из этой страны с определёнными условиями».

Министр был любезен и подробнее пояснил, что стоит за его округлой формулировкой: надавить надо на тех, кто отвечает за затягивание возвращения домой своих граждан – обладателей служебных и дипломатических паспортов. Господину де Мезьеру нельзя отказать в знании психологии чиновного люда: когда будут затронуты их личные интересы, они начнут крутиться куда быстрее.

Андрей ГОРЮХИН