«Европа заинтересована в сильной России»


Х Евразийский экономический форум назвал альтернативу санкционной войне

На двухдневной сверке часов и мнений в Вероне был представлен внушительный по численности и интеллектуальному потенциалу интернационал профессионалов, охватывающих географией своего происхождения евразийский материк от Лиссабона до Владивостока, от Афин и Минска до Астаны, Нью-Дели, Шанхая и Токио.

Суммируя впечатления, можно сказать, что юбилейный Х Евразийский экономический форум, организованный Ассоциацией «Познаём Евразию» вместе с партнерами, в частности, крупнейшим итальянским банком «Интеза Санпаоло», НК «Роснефть», Газпромбанком, стал щекочущим ноздри блюдом в стиле «фьюжн».

Почему? Речи именитых, облеченных властью, располагающих финансовыми и административными ресурсами докладчиков укладывались в рамки сразу трех популярных жанров.

Отчет-самопрезентация деятельных участников хозяйственной и торгово-экономической деятельности на пространстве Большой Евразии (чтобы знали-ведали, завидовали и брали в пример).

Прогноз-провокация о том, что весьма вероятно ждёт геоэкономику и геополитику, если накопившиеся после избрания Дональда Трампа президентом США элементы непредсказуемости в международных делах обернутся кризисным кумулятивным эффектом (чтобы не говорили потом, мол, вас не предупреждали).

И памфлетное воззвание к создателям сегодняшнего хаоса в отношениях между Евросоюзом и Россией (чтобы потом, памятуя заученную в прежнюю эпоху цитату из Николая Островского, не было «мучительно больно» за наломанные дрова и разлетевшиеся щепки) с традиционным – ничего нового – посылом: одумайтесь!

 

Монтекки и Капулетти в эпоху ОМП

«Геополитические сигналы», по выражению модератора пленарной сессии Алессандро Кассиери, главы бюро итальянской телерадиовещательной компании РАИ (RAI) в Париже, указывают если не на приближающуюся бурю, то на сильное возмущение в атмосфере, читай – в глобальной политике.

Подхватив эту «злобу дня», Мария Элена Боски, государственный секретарь при председателе Совета министров Италии, подчеркнула, что «геополитический контекст меняется». Ранее она не могла себе и помыслить, что президент США будет всерьез рассуждать о протекционистских барьерах… Италии, да и Европе в целом, по её словам, придётся теперь искать ответы на эти новые вызовы.

Между тем, в последнее время Италия демонстрирует признаки выздоровления. Рост ВВП превысил среднеевропейский, а за три года в стране создано порядка миллиона новых рабочих мест. Хитроумной, читаемой только в подтексте, логической сцепкой синьоры Боски можно считать её увязку этой позитивной тенденции с «особым мнением» Италии по антироссийским санкциям. Она сослалась в доказательство на активные контакты на высшем уровне: визиты в Россию бывшего премьера Маттео Ренци, а также нынешнего министра иностранных дел Италии Паоло Джентилони.

Налёт алармистских ожиданий на выступлениях европейцев проявился, если сравнивать с эмоциональным настроем ораторов 2016 года, ещё в большей степени. Год назад опасались пришествия амазонки-воительницы Хиллари Клинтон, готовой ввести «бесполётную зону» в Сирии и тем повысить вероятность прямой конфронтации с российскими ВКС со всеми вытекающими, не просчитываемыми, тревожными последствиями. Сегодня опасения напрямую увязали с перспективами устойчивого развития и даже гарантированного финансово-экономического выживания Евросоюза в условиях множащихся факторов риска.

 

IMG_2474__

 

Не будет преувеличением утверждать, что именно три побудительных мотива собрали в городе былинной вражды между кланами Монтекки и Капулетти (sic! – аналогия понятна, не так ли?) порядка 1000 капитанов индустрии, майоров торговых обменов, полковников инновационных компаний, генералов финансовых потоков и маршалов энергетических мейджоров, а также головастых экспертов, не считая акул пера, радийных микрофонов и видеокамер.

Учитывая, что ставки в нелепой междоусобице ЕС и РФ намного больше в сравнении с инструментарием времён шекспировской драмы – тогда не было оружия массового поражения (ОМП), интерес к форуму как нейтральной площадке для поиска выхода из ситуации вовсе не тупиковой был огромен – без всякого преувеличения.

 

Третий радующийся, пусть встанет и покажется

Констатация: не всё цветет и пахнет в панъевропейском королевстве. Привкус гнили ощущается всё явственней. Миграционный кризис до конца не рассосался. «Спящие ячейки» ближневосточных джихадистов пугают правоохранителей (возьмите последние предостережения британских спецслужб). Растет влияние, судя по итогам выборов в ряде стран ЕС, альтернативных политических сил и настроенных евроскептически контр-элит. Статистика не менее безжалостна: 20% населения в Евросоюзе живет за чертой бедности.

И на таком мрачноватом фоне США «навязали Евросоюзу санкции против России», заявил с трибуны форума профессор Антонио Фаллико, председатель Совета директоров банка «Интеза Санпаоло» в России, основатель и президент Ассоциации «Познаём Евразию».

За три года действий санкционного режима Россия недосчиталась 55 миллиардов долларов. Но страны Евросоюза понесли ещё более ощутимые потери: порядка 100 миллиардов. При этом антироссийские санкции никакого ущерба не принесли их инициаторам, Соединенным Штатам, заметил профессор Фаллико.

 

Романо Проди: Европа «раздавлена» политикой санкций

Эта же мысль проходила красной нитью и в выступлении ныне президента Фонда международного сотрудничества, а ранее премьер-министра Италии и главы Еврокомиссии Романо Проди. Санкции привели к свертыванию взаимовыгодного сотрудничества. Торговля пострадала наглядно: товарооборот сократился со 134 миллиардов евро в 2012 году до 118 — в 2014-м и до 86 — в 2015 году. За это время, суммарно, товарообмен упал на четверть…

 

IMG_2471__

 

Европа «раздавлена» политикой санкций, заявил бывший глава Еврокомиссии. Он вспомнил «старые добрые» времена, когда ему и его команде удалось улучшить взаимоотношения настолько, что не считалось зазорным шутить: Евросоюз и Россия – это как «виски с содовой». Правда, заметил профессор Проди, русские подкорректировали предложенную европейцами метафору: Евросоюз и Россия – это как «русская водка и чёрная икра».

 

Разворот на Восток, или Свято место пусто не бывает

Важным признанием Романо Проди нужно считать такой его пассаж. Европейцы становятся «жертвой односторонней политики США». Сегодня страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) «в большой степени смотрят на Восток, чем на Запад». Не менее очевидно, что ЕАЭС набирает силу. Если этот «разворот» на Восток превратится в долгосрочную тенденцию, для Европы будет сложно отыграть ситуацию назад.

И далее: «Стал очевидным разворот России на Восток, и это впечатляет. Мы, европейцы, по-видимому, сейчас становимся жертвами той политики, за которую сами не голосовали».

Выводы итальянского и одновременно европейского политика-тяжеловеса перекликаются в чём-то с мнением российского политолога Анатолия Вассермана. Американцы своим настоянием на введении Евросоюзом санкций против России метили не только, а может и не столько в своего «геополитического соперника», сколько в своих же трансатлантических союзников. Потайная цель – ослабить Евросоюз, не допустить взаимодействия с его естественным партнёром по континенту – Россией, и тем самым сделать европейцев более податливыми для принятия своего статуса как де-факто американского протектората.

Отсюда и призыв Романо Проди: Европа «должна восстановить свою автономию» (читай – свой суверенитет). «Нельзя ставить сиюминутные интересы выше стратегических. А стратегические интересы Европы – это развитие диалога с Россией и Евразией».

 

Мем от Герхарда Шрёдера

В свою очередь, бывший канцлер Германии Герхард Шрёдер, ныне председатель Совета директоров НК «Роснефть», не менее выразительно выступил адвокатом снятия санкций против России.

«Бессмысленно изолировать Россию», заметил крупноблочный и последовательный в своих убеждениях германский политик. Отослав аудиторию к временам «холодной войны», Шрёдер предложил вспомнить, что Германия в 1970-е годы заключила историческое соглашение с СССР, известное как «газ в обмен на трубы», и советско-российское голубое топливо с тех пор исправно поступало и поступает европейским потребителям.

 

IMG_2465__

 

А вот и финальный аккорд Герхарда Шрёдера: «США заинтересованы в более слабой России, но Европа заинтересована прямо в обратном – в сильной России». Эта мысль годится и как эпиграф/заголовок к этой заметке, и как мем, и как призыв к осмыслению ошибок.

 

Владимир МИХЕЕВ,
спец. корр. интернет-издания «Вся Европа»

Верона
Фото автора

 

*   *   *   *   *   *   *

Антонио Фаллико
: «США навязали Евросоюзу санкции (против России)».

Романо Проди
: «Мы (европейцы) становимся жертвой политики, за которую мы не голосовали».

Герхард Шрёдер: «Бессмысленно изолировать Россию».