Традиции благотворительности и просветительства частично возродились в России. Меценатство как форма добровольной и безвозмездной поддержки науки и искусства всегда воспринималось в обществе как акт добродеяния. К попечителям относились бережно, если не сказать трепетно. Их держали за людей благородного духа. Этим обусловлена и благодарная реакция питерских любителей живописи и гостей северной столицы на «гастроли» в стенах Эрмитажа картины «Страшный суд» кисти Джованни Баттиста Тьеполо.
Путешествие на север этой работы венецианского мастера из Палаццо Леони Монтанари в Виченце (Галереи Италии), где у нее постоянная прописка, было приурочено к Петербургскому международному экономическому форуму (ПМЭФ).
В Палаццо Леони Монтанари в Виченце собрана уникальная коллекция художественных произведений. Помимо работ венецианских мастеров ХVIII века, таких как Микеле Мариески, Антонио Каналетто, Франческо Гварди, Пьетро Лонги и других, здесь экспонируется одна из лучших за пределами России коллекция древнерусских икон.
По этой очевидной причине – общности культурного кода Италии и России – презентация в Эрмитаже картины Тьеполо на сюжет Священного Писания вызвала немалый интерес у интересующейся живописью публики. Тем более что имя художника хорошо знакомо жителям Петербурга, отличающихся стойкой исторической памятью.
В 1758 году широко известный к тому моменту венецианский живописец, проживший по прежним меркам долгую жизнь (1696 –1770 гг.), получил заказ на три плафона для украшения дворца на улице Садовой по проекту архитектора Франческо Бартоломео Растрелли – для вице-канцлера графа Михаила Илларионовича Воронцова.
Тематика плафонов соответствовала духу времени: «Великолепие принцев», «Триумф Венеры» и «Триумф Геркулеса». Современники, согласно хроникам, оценили эти работы по высшему разряду. Увы, эти маленькие шедевры не сохранились для потомков.
Хотя за Тьеполо укрепилась слава очень «вольного» художника, которые позволял себя в относительно раскованной манере трактовать религиозные сюжеты, в картине «Страшный суд» художник предпочел не выходить за рамки установленных канонов.
«Иконографию страшного суда, избранную художником, можно считать вполне традиционной. В центре картины представлен сидящий на облаке Иисус Христос, чья правая рука поднята в жесте благословения. Его окружают летящие ангелы с музыкальными инструментами, которые трубят, возвещая о конце света, а также ангелы с орудиями страстей. Нижняя часть композиции погружена в тень. Слева изображено воскрешение праведников, которых принимают ангелы. Справа, на фоне темного облака – грешники, обреченные на страдания», – комментирует эту богатую композицию доктор искусствоведения Сергей Андросов, заведующий Отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.
Господствует версия, что это картина – детально проработанный эскиз для потолка церкви или капеллы католического храма. Впрочем, истинное предназначение этой работы осталось тайной.
Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский в день презентации «Страшного суда» был нарасхват.
Все это не мешало многочисленным поклонникам высокого искусства насладиться общением с выдающимся полотном на сюжет, который многими может восприниматься как напоминание и предчувствие…
Владимир МИХЕЕВ,
спец. корр. интернет-издания «Вся Европа»
Санкт-Петербург – Москва
Фото автора