Еврогруппа нуждается в реформе


Одним из элементов кризиса неуправляемости Евросоюза стала еврогруппа – неформальное объединение министров финансов 19-ти стран, перешедших на единую европейскую валюту.

Сейчас методы работы этой структуры критикуются даже Еврокомиссией и Европейским центральным банком, которые обвиняют ее в закрытости и непрозрачности.

Масла в огонь подливают неправительственные организации. Например, «Трансперенси интернэшнл» осуждает ее за то, что она не институционализирована, не имеет четких процедурных правил принятия решений, даже официального адреса и представителя. «Мы больше не можем управляться неформальным клубом», – считает представитель этой организации Лео Хоффманн-Акстельм.

Действительно, еврогруппа, во многом определяющая финансовую политику зоны евро, спасающая или топящая целые страны и банки, не публикует протоколов, не имеет штаб-квартиры и штатных сотрудников. Единственным основанием для ее работы является статья 137 Договора об основании ЕС: «Договоренности о встрече министров тех стран, валютой которых является евро, возлагаются на Еврогруппу».

Впервые она собралась в июне 1998 года в Люксембурге – для обсуждения проблем координации финансовой политики при подготовке к переходу на единую валюту. До сего дня еврогруппа приняла решения по экстренным кредитам на общую сумму до 250 миллиардов евро. В основном они выделялись после начала глобального финансово-экономического кризиса 2008 года.

Критики структуры утверждают, что дискуссии проходят в условиях, когда большинство участников помалкивает, а тон задают несколько человек. По свидетельствам попавших в СМИ анонимных очевидцев, при обсуждении греческих проблем говорят министры из Германии, Франции, Нидерландов и самой Греции, а иногда и из Италии. Некоторые даже не успевают вставить слово. При этом большинство решений уже согласованы на предварительных заседаниях, где тон тоже задают ведущие страны. Для этого в джунглях брюссельской бюрократии даже существует специальная структура, именующаяся «Рабочая группа по еврозоне» (в английской версии Euro-area Working Group, или EWG).

Бывший министр финансов Греции Янис Варуфакис, который занимал этот пост недолго и пытался аргументировать свой подход в переговорах с партнерами, сейчас так вспоминает еврогруппу: «Там никогда не происходит интеллектуального обмена мнения по сущностным темам». По его оценке, этот организм используется для придания вида демократической респектабельности беспощадной политике жесткой экономии.

Однако сторонники еврогруппы считают, что нынешняя организация ее деятельности как раз позволяет эффективно вести дела без лишних формальностей, которые могут только осложнить работу. В частном порядке они утверждают, что в случае пересмотра порядка работы этой структуры, придется придумывать новую, также неформализованную организацию, где принимались бы основные финансовые решения.

Тем не менее, авторитет еврогруппы ныне невысок, а грядущая смена ее председателя, голландца Йеруна Диссельблума (его партия проиграла весной выборы и вряд ли войдет в состав будущего правительства) даст формальный повод для пересмотра действующих правил.

Андрей СЕМИРЕНКО