Македония: цветная революция. Или нет?


После противостояния, длившегося пять месяцев и одну неделю, президент Македонии вручил мандат на формирование нового правительства страны лидеру оппозиционных до этого социалистов Зорану Заеву, который заключил коалиционное соглашение с партией албанского националистического меньшинства.

Такая коалиция сложилась по результатам парламентских выборов, состоявшихся еще в декабре 2016 года. Таким образом, прекращается 11-летний период бессменного пребывания у власти македонских правых, к которым принадлежит и сам президент.

Эти события необходимо вписать во внутриполитический контекст, который с 2015 года отравляет жизнь в крошечной бедной бывшей югославской республике.

Тогда оппозиционные силы раскрутили мощный скандал, связанный с прослушиванием полицией различных деятелей, а также с предполагаемой коррупцией. Мишенью атак стало правительство и тогдашний премьер-министр Груевский. Некоторые элементы кампании напоминали приемы, использовавшиеся при «цветных революциях».

Были ли те события действительно связаны со стремлением навести порядок в высших эшелонах власти? Или же, как говорили злые языки, внешние силы решили сорвать проекты строительства китайцами через Македонию железной дороги из греческого порта Пирей до венгерской столицы для последующего вхождения товарных потоков из Поднебесной в разветвленную европейскую сеть, и строительства «Газпромом» газопровода с берега Черного моря вглубь Балканского полуострова? Каждый может найти объяснение, которое ему больше нравится. Фактом остается то, что Евросоюз и США открыто играли на стороне оппозиционных сил.

Надо также учитывать и албанский фактор. Большая часть жителей Македонии – славяне, говорящие на языке, который считается диалектом болгарского. Но примерно четверть населения – этнические албанцы, которые, как и сама Албания и населенный преимущественно албанцами сербский край Косово, провозгласивший независимость в одностороннем порядке, пользуются прямым покровительством США. В начале 2000-х годов в Македонии произошли крупные столкновения на межэтнической почве, которые были урегулированы с большим трудом. По этой причине значительная часть македонцев считает своих албанских соотечественников пятой колонной Тираны, которая предположительно стремится к созданию Большой Албании.

В этих условиях вхождение албанских националистов в македонское правительство расценивалось этими силами как шаг именно в этом направлении. Президент Иванов, долго не соглашаясь на албано-социалистическую правительственную коалицию, отражал как раз такие настроения. Их сторонники уверены, что это македонское коалиционное соглашение «было написано в Тиране албанским премьером Эдди Рамой». Часть наиболее радикально настроенных македонских националистов устраивала бурные уличные манифестации, однажды взяв даже приступом парламент страны. Возможно, это напугало часть их сторонников и способствовало дальнейшему ухудшению восприятия страны в Брюсселе и Вашингтоне.

Дополнительным штрихом является то, что Евросоюз откровенно давил на президента Иванова, требуя назначения президентом Заева. Верховный представитель ЕС по внешней политике Федерика Могерини требовала от главы македонского государства «перестать заигрывать с националистическим огнем».

В этих условиях обычная и безболезненная для других европейских стран смена лиц у власти становится для нищей Македонии событием с гораздо более важными последствиями.

Светлана ФИРСОВА