Выборы: саарский сюрприз


В конце марта прошли выборы в земельный парламент Саара, точнее «Выборы в 16 ландтаг Саарланда», как они назывались официально.

Ни по численности населения, ни по политической значимости Саар не может претендовать на особенно заметное место в рамках ФРГ. Если бы не одно «но»: в этом году в сентябре пройдут выборы в нижнюю палату германского парламента, кстати, единственные прямые общенародные выборы, предусмотренные в германской политической системе. И потому все, что происходит в канун этого события, играет важную роль как проба сил накануне генерального сражения.

Поэтому давайте повнимательнее присмотримся к итогам саарской кампании.

Христианско-демократический союз, которому некоторые задорные отечественные аналитики уже принялись устраивать панихиды, пришёл к финалу с весьма неплохим результатом в 40,7%. Это почти на 5 процентных пунктов больше, чем ему прочили по последним прогнозам социологов. Кстати, вы не замечали, что во всём мире становится своеобразной традицией то, что последнее время мэтры демоскопии демонстрируют свои прогностические способности с разбросом плюс-минус трамвайная остановка? Ну да не о них речь. Если сравнить результаты христианских демократов с теми, что они показали в том же Сааре в 2012 году, то мы увидим, что нынешние выше тогдашних практически на те же самые 5,5 процентного пункта.

Социал-демократы, с приходом Мартина Шульца, наконец, почувствовавшие, что они все же способны на большее, нежели роль, вежливо выражаясь, спарринг-партнёра, а проще говоря – мальчика для битья, привычно получающего оплеухи разной степени тяжести от старшего партнера из ХДС, решили: в их паруса подул долгожданный ветер победы. Увы…

В Сааре СДПГ осилила только 29,6%, по сравнению с предыдущими выборами потеряв 1 процентный пункт. Сам по себе результат этот далеко не позорный, который даже заметно – на добрых 5 процентных пунктов – выше того, что им выделяли социологические прогнозы. Беда в другом: устойчивую правящую коалицию им без участия ХДС не сформировать никак, а это означает, что на ближайшие годы в Сааре им, скорее всего, уготована все та же надоевшая хуже горькой редьки роль младшего партнёра.

Левые, с участием которых на предвыборном песке строились различные соблазнительные коалиции, тем не менее, не продемонстрировали согражданам никакого сюрприза, набрав 12,9% и потеряв по сравнению с прошлыми выборами 3,2 процентного пункта.

«Альтернатива для Германии» тоже не смогла не то, чтобы кого-то удивить, но даже и не повторила свои успехи на других земельных выборах. Со скромными 6,2% она все же прошла в ландтаг, где привычно утвердится на скамьях непримиримой оппозиции.

Для полноты картины добавим, что «зелёные» и пираты из земельного парламента вылетели, что, на мой взгляд, стало полностью заслуженным результатом: по Сеньке и шапка. «Зелёные» потеряли 4 процентных пункта, и пятипроцентный барьер оказался для них непреодолимым. Пираты, которые в 2012 году набрали сенсационные 7,4%, на этот раз явили миру свою реальную цену – 0,7 процентного пункта.

Адекватным содеянному стал и результат Свободной демократической партии. Как ни тужились либералы, прибавившие аж 2,2 процентного пункта по сравнению с 2012 годом, но итог в 3,3% оказался недостаточным для того, чтобы заседать в земельном парламенте. Для любителей истории можем указать, что в саарский ландтаг либералы входили в 2009 – 2012 годах, причём с пристойным для себя результатом в 9,2%.

Стоит упомянуть и такой важный вопрос как участие жителей Саара в выборах. На четырёх последних земельных выборах этот показатель колебался в интервале от 55,5% до 67,8%. В 2004 году избирательный процесс заинтересовал самое меньшее за всю историю число саарцев – 55,5%. В 2017 году народ отправился на избирательные участки куда дружнее: 69,5% имеющих право голоса решили им воспользоваться.

Выборы в земле, стоящей на предпоследнем месте по численности населения – 1,2% от общего числа жителей ФРГ – тем не менее, привлекли к себе довольно пристальное внимание, в первую очередь благодаря «эффекту Шульца»: после того, как в феврале этот политик объявил, что он входит в игру, во всех опросах населения популярность Социал-демократической партии взлетела на 10 процентных пунктов. И тут такой афронт в Сааре…

Но нельзя не согласиться с Мартином Шульцем, который все же прав в том, что не стоит делать из этого результата особенно далеко идущих выводов. Тем более, что главный противник – христианские демократы – вполне благоразумно подчеркивали, что борются в Сааре не против самого Шульца, а только против поддерживаемого им кандидата в саарские премьер-министры. Анке Релингер, занимающая сейчас пост министра экономики, труда, энергетики и транспорта (ничего себе у дамы объём полномочий и обязанностей!) была не прочь возглавить саарбрюккенское правительство. Не срослось…

Но ценность саарского сюрприза, прежде всего, в том, что результат позволяет сделать некоторые, хотя и не абсолютные выводы, которые можно экстраполировать на федеральный уровень. И дело даже не в том, что проявилось ограниченное действие «эффекта Шульца», тут-то как раз, как говорится, вполне возможны варианты. И заключения о том, что резко повысились шансы на сохранение «большой коалиции» в составе ХДС/ХСС и СДПГ на федеральном уровне могут оказаться преждевременными.

Но вот с чем трудно спорить, так это с тем, что саарские выборы чётко показали пределы влияния оппозиционных партий, что правой, что левой. Народные партии, как любят себя называть два ведущих представителя политического истеблишмента Германии, в целом пока стоят вполне прочно. А спрос на альтернативу как слева, так и справа сейчас всё же не настолько велик, чтобы вести речь о возможности серьезного изменения ландшафта германской политики. Несмотря ни на что две мощных партийных машины подтвердили своё лидерство и продемонстрировали, что бросить им серьезный выбор пока некому.

Андрей ГОРЮХИН