Новое Решение ЕС относительно механизма обмена информацией о межправительственных энергетических соглашениях


Европейский Парламент и Совет ЕС приняли 5 апреля 2017 года Решение №2017/684 «Об учреждении механизма обмена информацией о межправительственных соглашениях и необязательных документах между государствами-членами ЕС и третьими странами в области энергетики» (далее – Решение).*1

2 мая 2017 года Решение вступило в законную силу, заменив собой ранее действовавшее Решение №994/2012/ EU.*2

Решение стало первой законодательной мерой, принятой в рамках реализации инициативы Энергетического союза на базе предложений, опубликованных Европейской Комиссией (далее – Комиссия) в феврале 2016 года.*3

Основным нововведением, предусмотренным Решением, стало установление обязательной предварительной (ex-ante) оценки соответствия проектов новых и изменений действующих межправительственных соглашений праву ЕС.

Такая обязательная предварительная оценка распространяется на межправительственные соглашения, касающиеся исключительно нефти и газа.*4 Для межправительственных соглашений в электроэнергетической сфере предварительная оценка предусмотрена лишь для тех случаев, когда государства-члены не могут самостоятельно решить вопрос об их соответствии праву ЕС.*5

Процедура обязательной предварительной оценки включает следующие стадии:*6

• После согласования всех существенных условий соответствующего проекта и до его подписания государство-член обязано передать проект в Комиссию.

• В случае наличия у Комиссии сомнений в совместимости представленного проекта с правом ЕС, она должна в течение пяти недель проинформировать об этом государство-член. Если Комиссия в указанный период не выразила сомнений, считается, что у нее их нет.

• Если Комиссия выразила сомнения, то в течение двенадцати недель она обязана подготовить заключение (opinion) о совместимости проекта с правом ЕС. Если Комиссия в указанный проект не подготовила заключение, считается, что у нее нет возражений.

• Государство-член не вправе подписывать проект до подготовки Комиссией соответствующего заключения или истечения указанных выше «периодов ожидания» реакции от Комиссии.

Важно, что даже, если Комиссия выразила сомнения в соответствии проекта праву ЕС, и подготовила заключение, подтверждающее эти сомнения, окончательное решение о том, подписывать проект или нет, оставлено за государством-членом. При этом государство-член обязано уделить заключению Комиссии «первостепенное внимание» (utmost account) и, в случае отклонения от него, – письменно объяснить причины такого суверенного решения.*7

Помимо проверки проектов новых и изменений действующих межправительственных соглашений на соответствие праву ЕС, Решение уполномочивает Комиссию «обращать внимание… государства-члена на… цели энергетической политики ЕС, включая Энергетический союз».*8

В свою очередь, преамбула Решения говорит о более широком наборе политических ориентиров, на которые Комиссия может обращать внимание: «цели энергетической политики Союза, солидарность между государствами-членами и политические позиции, закрепленные в заключениях Совета ЕС и Европейского Совета».*9 К числу условий достижения одной из целей энергетической политики ЕС – энергетической безопасности – преамбула относит «диверсификацию источников поставки энергии» и «полное соответствие праву Союза соглашений о покупке энергии из третьих стран».*10

Примечательно, что в первоначальном тексте проекта Решения фигурировало право Комиссии обращать внимание на «принцип солидарности»*11, в то время как в его принятом варианте исчезло слово «принцип», а ссылка на «солидарность» используется лишь в преамбуле.

В совокупности с прямым указанием на то, что учет соответствующих политических ориентиров не является частью юридической оценки, это обстоятельство свидетельствует, что право Комиссии обращать внимание на указанные ориентиры является декларативным и не порождающим обязанность государств-членов следовать мнению Комиссии.

 

Выводы

Представляется, что воздействие Решения на международные энергетические отношения государств-членов ЕС с третьими странами будет носить довольно ограниченный характер.

Основное нововведение – обязательная предварительная проверка проектов новых межправительственных соглашений на соответствие праву ЕС, – не наделяет Комиссию правом согласования или правом вето в отношении межправительственных соглашений государств-членов. Однако в практическом плане перспективы заключения государствами-членами новых межправительственных соглашений, которые, по субъективному мнению Комиссии, не соответствуют праву ЕС, могут сузиться, поскольку государства-члены могут оказаться не готовы принимать на себя риск ведения длительных судебных разбирательств с Брюсселем. Кроме того, процесс согласования государствами-членами новых межправительственных соглашений станет более длительным из-за предусмотренной Решением процедуры оценки, занимающей, по общему правилу, до трех месяцев.

В свою очередь, право Комиссии обращать внимание государств-членов на ряд политических ориентиров в процессе согласования межправительственных соглашений с третьими странами, во-первых, является декларативным, во-вторых, не затрагивает инфраструктурные проекты, по которым не предполагается заключение специальных межправительственных соглашений.

Иван ГУДКОВ, к.ю.н.,
доцент кафедры правового регулирования
ТЭК МИЭП МГИМО МИД России

 

Настоящая статья отражает личную точку зрения автора и не представляет официальную точку зрения какого-либо учреждения или организации.

 

*1 Decision (EU) 2017/884 of the European Parliament and of the Council on establishing an information exchange mechanism with regard to intergovernmental agreements and non-binding instruments between Member States and third countries in the field of energy and repealing Decision No 994/2012/EU // OJ L 99. 12.04.2017. P.1.

*2 Decision No 994/2012/EU of the European Parliament and of the Council of 25 October 2012 establishing an information exchange mechanism with regard to intergovernmental agreements between Member States and third countries in the field of energy // OJ L 299. 27.10.2012. P.13.

*3 В феврале 2016 года Комиссия в рамках реализации инициативы Энергетического союза опубликовала пакет, включающий проекты двух нормативно – правовых актов: Proposal for a Regulation of the European Parliament and of the Council concerning measures to safeguard the security of gas supply and repealing Regulation (EU) No 994/2010 // COM(2016) 52 final 2016/0030(COD); Proposal for a Decision of the European Parliament and of the Council on establishing an information exchange mechanism with regard to intergovernmental agreements and non-binding instruments between Member States and third countries in the field of energy and repealing Decision No 994/2012/EU // COM(2016) 53 final 2016/0031 (COD). См. подробнее Гудков И.В. Новые предложения Европейской комиссии по регулированию отношений в сфере надежности поставок газа и международного энергетического сотрудничества // Интернет-журнал «Вся Европа». 2016. №9 (113).

*4 Там же. Статья 3 (2).

*5 Там же. Статья 3 (3).

*6 Там же. Статьи 3 (2), 5.

*7 Там же. Статьи 3 (5), 5 (4).

*8 Там же. Статья 4 (1).

*9 Там же. Преамбула, параграф 9.

*10 Там же. Преамбула, параграфы 2 и 3.

*11 Proposal for a Decision of the European Parliament and of the Council on establishing an information exchange mechanism with regard to intergovernmental agreements and non-binding instruments between Member States and third countries in the field of energy and repealing Decision No 994/2012/EU // COM(2016) 53 final 2016/0031 (COD). Recital 6.