Главная > Дневник событий > В фокусе > Польша: пан Ярослав против пана Дональда

Польша: пан Ярослав против пана Дональда

1
image_pdfimage_print

«Героическое поражение» правящей партии

Личная вендетта отца-основателя и лидера правящей и даже господствующей в Польше консервативной, а подчас и ультра-консервативной партии «Право и справедливость» Ярослава Качиньского против бывшего премьера страны, а ныне председателя Европейского Совета Дональда Туска завершилась фиаско. Пан Ярослав хотел не допустить, чтобы пан Дональд был переизбран на второй срок и тем самым получил бы возможность до 2019 года оставаться одной из ключевых фигур в евросоюзной высшей номенклатуре.

Какая чёрная кошка пробежала между двумя панами, сказать не берусь. На поверхности лежат обвинения, которые пан Ярослав выдвигает против своего политического оппонента. Если отбросить несуразные, но понятные, потому как продиктованы эмоциональными рефлексами, претензии к экс-премьеру – будто бы он замёл под ковер доказательства причастности русских к авиакатастрофе президентского лайнера под Смоленском, в которой погиб его брат, Лех Качиньский, то основной пункт обвинения строится на том, что Дональд Туск на своём посту обслуживает исключительно Германию и предает национальные интересы Польши.

Перед голосованием премьер-министр Польши Беата Шидло, явно по прямому указанию Я.Качиньского, напирала на то, что пан Туск, мол, нехороший человек, не годится на эту высокую должность, руководство страны ему не доверяет, а, следовательно, нельзя идти наперекор воле его исторической родины. Увы, этим доводам не вняли, и Польша была унижена с разгромным счётом 27 к одному, оказавшись в блистательной и, пожалуй, беспрецедентной изоляции.

Неужели в Варшаве не сумели просчитать соотношение сил? Понадеялись на солидарность внутри Вышеградской четвёрки? Действительно, Польша смогла заручиться поддержкой Чехии, Словакии и Венгрии в противостоянии с Брюсселем по такому головоломному и раздражающему вопросу, как прием и размещение у себя на ПМЖ в соответствии с квотами ЕС беженцев из дестабилизированных Западом мест – Афганистана, Ливии, Ближнего Востока. Варшава нашла понимание у Будапешта в отношении давления со стороны различных структур Евросоюза, оказываемого в связи с реформами в обоих государствах, ведущими к централизации власти и укреплению позиций правящих партий.

Тем не менее, венгерский премьер Виктор Орбан, обвиняемый западными партнёрами в формировании «нелиберальной демократии», не подставил плечо Беате Шидло и вместе с остальными проголосовал за переизбрание пана Туска.

Среди вброшенных в информационное пространство версий, почему пан Ярослав решился на эту самоубийственную вылазку (“suicide mission”), заслуживает интереса одна, сформулированная автором издания «Политико». Быть может, лидер польских консерваторов и просчитался, переоценив влияние Польши в транснациональной по своему уровню и характеру большой политике в Евросоюзе. Но не исключено, что выбить пана Дональда из панъевропейского седла была программа максимум. А как минимум, или же то и был истинный замысел – очернить репутацию политического конкурента перед избирателями в Польше, лишив возможности продолжить политическую карьеру после истечения срока его полномочий в ЕС у себя дома.

Аргументом в пользу этой гипотезы может служить статья ближайшего сподвижника пана Ярослава, Людвика Дорна, который на страницах «Газета выборча» обозвал пана Дональда германским прихвостнем, предателем родины, вынеся приговор: он не может быть допущен к президентским выборам в Польше в 2020 году. Ларчик просто открывался? Всё свелось к межвидовой конкуренции за власть…

Однако, этот неловкий эпизод только ухудшил реноме Польши внутри Евросоюза, чьи целевые инвестиции из структурных фондов оказали самое благотворное влияние на устойчивый рост польской экономики. В последние годы этот прежде бурный поток превратился в скудный ручеёк. Более того, страны-держатели контрольного пакета акций в проекте единая Европа всё более отстраняются от крупного по всем меркам государства, претендовавшего на роль лидера всей Восточной Европы, а заодно и куратора ослабшей Украины.

Не нашла понимания и хитроумная польская дипломатия, нацеленная на то, чтобы образовать ось Варшава-Будапешт, вокруг которой будут располагаться все восточноевропейские страны от Балтики до Чёрного моря и Адриатики, и которая составила бы конкуренцию оси Берлин-Париж.

Не случайно Польшу не пригласили накануне празднования 60-летия Римского договора в Версаль – в отличие от Германии, Италии, Испании. Не идет речь и о включении сильной польской армии в объединенные вооруженные силы Евросоюза (что объяснятся, в первую голову, скандалом с сорванной закупкой французских боевых вертолётов).

Ведущие державы «старой Европы» всё больше и чаще дистанцируются от Польши, которая чересчур часто капризничает, бравирует своими достоинствами (коих немало, и это стоит признать), выказывает свой гонор, который, по свидетельству многих аналитиков, прикрывает, увы, глубоко упрятанный комплекс неполноценности. Эти же потаённые комплексы сыграли дурную шутку с Ярославом Качиньским, ослеплённым предвзятостью к своему оппоненту. Как остроумно и точно выразился автор газеты «Политико», польская правящая партия добилась «героического поражения, что является повторяющейся классикой в польской истории» (“heroic defeat that is a recurring classic in Polish history”).

Хорошо ещё, что, когда польские паны дерутся, у холопов чубы не трещат. Пока не трещат.

Владимир МИХЕЕВ

№3(119), 2017