Шотландия: еврофилам придётся довольствоваться малым


Итог голосования в Холируде, в парламенте Шотландии, не самый убедительный: 69 против 59. Но именно с таким счётом победили зачинщики сепаратистской смуты, тлеющей многие годы в краю чистейших «лохов» («лох» – это озеро), аккуратно стриженных холмов, воспетых Бернсом, виски, килта и тартана. Наперекор диссидентским голосам парламентских фракций лейбористов, консерваторов и демократов, Шотландская национальная партия (ШНП), обладающая большинством мандатов, да к тому же заручившаяся поддержкой со стороны «зелёных», получила зелёный свет на проведение повторного референдума по судьбоносной теме: быть или не быть 300-летней унии с Англии? Быть или не быть параду суверенитета?

Решено, что референдум (см. «Шотландия: референдум дубль-два», №7-8(101), 2015) пройдёт в интервале между осенью 2018-го до весны 2019 года, то есть до завершения процедуры выхода Британии из Евросоюза. Обретение независимости, о чём мечтали «лучшие умы» горного края, такие как самый культовый из культовых исполнителей роли всебританского агента 007 – Шон Коннори (100-процентный шотландец до последней нитки в его килте), теперь неразрывно связано с пребыванием в Евросоюзе. На референдуме 23 июня 2016 года о членстве Соединенного Королевства в ЕС 62% горцев высказались в пользу статус-кво, проявив еврофильство высшей пробы.

Вместе с тем, вопреки этому недвусмысленному мандату, выданному сторонниками ШНП – остаться в Евросоюзе, несмотря на итоги референдума 2016 года, её лидер и первый министр горного края Никола Стерджен сегодня вынуждена корректировать свои обещания и предлагать электорату «мягкий вариант» сцепки с континентальными европейцами.

На состоявшейся недавно партийной конференции госпожа Стерджен сорвала овации, когда заявила: мы являемся «европейской интернационалистской партией во главе европейской интернационалистской страны (то есть Шотландии)». Вектор движения задан. ШНП снова подтвердила, что конечной остановкой будет полноценное членство горного королевства в Европейском Союзе. Однако на этом славном маршруте будут вынужденные полустанки.

Ещё в середине января в руководстве партии пришли к выводу, что автоматического сохранения членского билета ЕС для Шотландии – после завершения процедуры «Брекзита» и в случае провозглашения независимости – быть не может по определению, как и предупреждали из Брюсселя.

Горцам придется «встать в общую очередь» в предбаннике ЕС, предупредила Маргаритис Шинас, официальный представитель Европейской Комиссии. Она растолковала, что шотландцам нечего надеяться на поблажки как якобы старожилам общего европейского дома. Схожее по смыслу предостережение сделал и генсек НАТО Йенс Столтенберг: никаких преференций, придётся заново проходить процедуру вступления в Североатлантический альянс.

Следовательно, шотландцам требуется паллиативный вариант, коим было признано вхождение в Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ) и «сохранение – или обновление – членства» в Европейской экономической зоне (ЕЭЗ).

В созданную в 1960 году ЕАСТ входила в своё время и Великобритания – до того, как в 1973 году, избежав четвертого подряд вето со стороны Франции, стала полноправным членом ЕС. Смысл ЕАСТ сводится к регулированию зоны свободной торговли вне юрисдикции ЕС. В эту ассоциацию сегодня входят Исландия, Норвегия, Швейцария и Лихтенштейн.

В свою очередь соглашение о ЕЭЗ, вступившее в силу в 1994 году, объединяет страны ЕС и ЕАСТ приверженностью т.н. «четырём свободам», предполагающим свободное движение товаров, капитала, услуг и людей в рамках единого рынка.

Иными словами, шотландские националисты намерены предложить своим избирателями удовольствоваться малым, надеясь, что со временем можно будет претендовать и на полнокровное вживление в Евросоюз. Насколько реалистичен этот план? Член исполкома ШНП Тони Джулиано настроен скептически. Обе структуры, ЕАСТ и ЕЭЗ – специфические организации со своими правилами получения членской карточки, говорит этот партийный «тяжеловес», с мнением которого придётся считаться госпоже Стерджен.

Но даже не эта «специфика» ЕАСТ и ЕЭЗ может стать камнем преткновения для достижения цели. Установлено, что из одного миллиона горцев, что на референдуме 23 июня 2016 года голосовали за дальнейшее пребывание в составе Евросоюза, порядка 400 тысяч – это сепаратисты, которые ранее, в 2014 году, высказались за выход из состава Соединенного Королевства. (см. «Шотландия не подала на развод с Англией», №9(91), 2014). Если им объяснить, что в случае, если они одержат верх на повторном плебисците, то обретённое ими суверенное государство окажется на правах аутсайдера, новичка, рекрута – и должно будет начинать заново всю процедуру вступления в сообщество наций.

Самое пикантное в этой «корректировке» курса ШНП то, что националисты прежде решительно выступали как против унии с Англией, так и против членства в Евросоюзе (подтверждается хроникой референдума 1975 года). В ту пору Алекс Салмонд, прежний лидер ШНП, вещал: «Светлое экономическое будущее Шотландии будет поставлено под угрозу дистанционной и централизованное политикой в рамках Общего рынка». Такой анти-ЕСовской позиции ШНП придерживалась всё следующее десятилетие. Времена меняются.

Однако находятся староверы, которые не поступаются принципами. Такие как Джим Силларс, бывший заместитель лидера ШНП, который и сегодня возглашает: какой смысл выходить из Соединенного Королевства, если всё равно останемся в составе «ещё худшего союза»?!

Как выражаются биржевые аналитики, ситуация развивается «разнонаправленно». С одной стороны, число сторонников развода с остальной Британией по сравнению с 2012 годом удвоилось (в авангарде – молодые горцы, причем 72% опрошенных в возрасте от 16 до 24 лет оказались отчаянными сепаратистами), а с другой – множатся ряды евроскептиков, разочарованных неспособностью властных структур Евросоюза справиться с лавинообразным сходом им на голову многочисленных напастей: от долгового рабства Греции до миграционного кризиса. Полюса расходятся.

Но! Совместить обретение суверенитета, а значит, разрыв трехсотлетней унии с Англией и остальными частями королевства, и претензию на автоматическое сохранение членства в ЕС никак не удастся. Горские националисты, по всем признакам, не оставят попытки избежать негативных последствий «Брекзита» (см. «Шотландия: горцы ищут лазейку, чтобы остаться в ЕС», №2(118), 2017), а значит, нужно следить за новостями с высокогорий.

Владимир МИХЕЕВ