Следующая – Португалия?


Финансовый шторм, обрушившийся с наибольшей силой на малые страны ЕС – Грецию, Португалию и Ирландию, вынуждает их правительства прибегать к чрезвычайным мерам, вызывающим зубовный скрежет у населения.

Едва власти Союза с трудом договорились о чрезвычайных средствах спасения для Афин, как на повестку дня, похоже, выдвигается такая же проблема в отношении Португалии.

Положение в этой пиренейской стране, действительно, оценивается как критическое. Ведущие консалтинговые агентства мира с удивительным единодушием пророчат португальской экономике медленную смерть, если правительство социалистов своевременно не предпримет драконовских мер для населения. Ведь бюджетный дефицит превышает уже 9% ВВП (при допустимом в зоне евро уровне в 3%), государственный долг достиг 80%, а безработица приближается к 10% экономически активного населения. Положение ухудшается в связи с быстрым сокращением золотовалютных резервов и повышением ставок новых займов для проблемных государств, пусть и входящих в еврозону. Кстати, именно членство в этой группе из 16 государств связывает руки казначейству, поскольку оно не может позволить себе роскошь прибегнуть к девальвации национальной валюты и тем самым удешевить внешний долг, а также стимулировать экспорт Португалии.

В попытке навести хотя бы элементарный порядок в финансах правительство Жозе Сократиша вынуждено пренебречь важными предвыборными обещаниями. Оно пошло на такие непопулярные шаги, как резкое, хотя и временное – до 2013 года – повышение налогов для состоятельных людей (португальцам, зарабатывающим более 150 тысяч евро в год, теперь придется отдавать в казну не 42, а 45%). Заморожены зарплаты государственных служащих; маржа, получаемая на биржах, обложена 20-процентным налогом; на 40% сокращено финансирование весьма небольших вооруженных сил Португалии; положен под сукно план строительства нового аэропорта в столице; вопреки обещанию левым силам, решено продолжить приватизацию государственного сектора экономики, что может принести в казну около 6 миллиардов евро; объявлено о намерении отложить до 2017 года строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали из Лиссабона в испанский город Виго.

При этом пространство для политических маневров социалистической партии весьма ограничено, ведь большинство мест в парламенте сейчас принадлежит оппозиции.

Словом, не случайно в Брюсселе все чаще говорят о необходимости предусмотреть срочный план спасения Португалии. Однако Ж.Сократиш пока заверяет коллег и чиновников из Европейской Комиссии, что его страну вовсе не ожидает участь Греции, так как Лиссабон своевременно провел ряд важных структурных реформ, в частности, сократил госсектор экономики и повысил пенсионный возраст, сделал более жесткой систему социального страхования. «В отличие от Афин, мы не нуждаемся в помощи ЕС», – твердит он. Пока?