Фетхулла Гюлен, «господин Учитель»


Имя бывшего имама, что выбрал с 2009 года местом своего добровольного изгнания гигантское поместье в Сэйлорсбурге, это в американском штате Пенсильвания, снова замелькало в прессе после того, как появилась скандальное утверждение. Майкл Флинн 19 сентября 2016 года, а в ту пору он был советником кандидата в президента США Дональда Трампа, якобы вёл переговоры с зятем турецкого лидера Реджепа Тайипа Эрдогана и главой МИД Турции Мевлютом Чавушоглу о принудительной высылке на историческую родину пенсильванского затворника. Серьёзное решение. В Турции Фетхуллу Гюлена обвиняют в соучастии в неудавшейся попытке государственного переворота летом 2016 года.

Источником этой утечки называют присутствовавшего при беседе бывшего директора ЦРУ Джеймса Вулси. Обсуждался план в стилистике рыцарей плаща и кинжала, поведал цэрэушник, – «глубокой ночью вымести этого парня прочь». Сам Флинн, которого демократы-либералы «ушли» за несанкционированные встречи с российском послом в США Сергеем Кисляком, отрицает факт таких тайных переговоров с турецкими высшими должностными лицами.

Между тем, правдоподобность этой версии подкрепляется тем, что у команды Трампа, которой в ходе выборов наказывали учесть внешнеполитические ошибки администрации Обамы, был веский мотив. Выдав Гюлена его бывшему ученику и соратнику, президенту Эрдогану, который хотел бы предстать для своего ментора Немезидой, Соединенные Штаты смогли бы развеять подозрения Анкары, что Вашингтон либо был осведомлён о вкладе движения «Хизмет» в подготовку путча, либо даже содействовал заговорщикам.

Таким образом, спекуляции на тему экстрадиции Гюлена вновь привлекли внимание к этому во многом загадочному персонажу, вокруг которого роятся самые противоречивые, пугающие и подчас нелепые слухи. Журналисты нередко именуют Фетхуллу Гюлена, поочередно, то «лицом современного (в смысле «продвинутого») ислама», то «волком в овечьей шкуре», этакой реинкарнацией иранского фундаменталиста аятоллы Хомейни.

Кто же он на самом деле, этот исламский не вполне ортодоксальный интеллектуал, которого его верные почитатели и активисты созданного им общественного движения «Хизмет», известные как «фетхуллачи», называют не иначе, как «ходжа-эфэнди» (ходжа у турецких суфиев означает учитель)? Кто он, этот «господин Учитель»?

 

Толерантность с оговорками

Имам Гюлен, сын сельского имама, проявил сметливость и памятливость уже в 10 лет, когда выучил священную книгу всех мусульман наизусть в соответствии со всеми правилами чтения. За что был признан Коран-хафизом, профессиональным чтецом-декламатором священных текстов. После учёбы в двух медресе, впитав в себя мудрость известных турецких наставников-суфиев, Гюлен вскоре становится духовным авторитетом.

Религиозные взгляды Гюлена не противоречат ханафитско-матуридитскому варианту ислама, предлагаемая им интерпретация канонических текстов не выходит далеко за рамки канонов. Но ему принадлежат весьма либеральные по своему духу идеи, напоминающие экуменическое движение христианских церквей: он убеждён, что посвятившие свою жизнь Аллаху обязаны служить общему благу не только уммы – мусульманской общины и своей нации, но также… и немусульманам. Он выступает за межконфессиональный диалог, как минимум, с «людьми Писания» (ахль аль-китаб, или “ People of the Book ”), то есть, с христианами и иудеями.

Правда, до полного торжества толерантности в учении и практике Гюлена далеко. Однажды он охарактеризовал терроризм как явление «такое же презренное, как атеизм». Нет никаких признаков, что Гюлен пестует «либеральный ислам». Правила его исламского домостроя предписывают женщине быть покорной женой и матерью, и быть не более чем тенью мужчины. Жёсткие рамки поведения распространяются и на женщин-преподавательниц в его учебных заведениях в Турции.

Взгляды Гюлена на общественно-политический уклад более умеренные. Хотя, цитирую, «в книжном (кораническом) и традиционалистском (на основании Сунны) мусульманстве нет ни абсолютной монархии, ни классической демократии в её западном варианте, ни диктатуры, ни тоталитаризма», именно демократия, заявляет Гюлен, может считаться оптимальной формой правления. С этих неуязвимых оборонительных позиций, чувствуя, что он вещает на одной волне с проповедниками «западных ценностей», он атакует своего ученика-раскольника, обвиняя нынешнего президента Турции в автократических замашках (см. «Султанизация Эрдогана», №12(105), 2015) и злоупотреблении властью.

Без смущения «господин Учитель» перефразирует концепцию «общественного договора», которую развивали Томас Гоббс, Джон Локк и Жан-Жак Руссо, проповедник постулирует: «В исламе управление опирается на договор между тем, кто будет править, и тем, кто будет подчиняться».

Гюлен прибегает к изощрённой, но вполне убедительной логике, когда даёт отповедь антиисламским выпадам, участившимся в последние годы в западных странах. Ключевой элемент веры для мусульманина, говорит экс-имам, – это нормы и ритуалы шариата, такие как намаз, ураза, закят, хадж, а также правила, регулирующие различные аспекты личной жизни. Цитата из Гюлена: «В современных демократических государствах никто не мешает заниматься этими вещами, которые составляют более чем 95% ислама и шариата. И только 4-5% относится к власти и праву, это не забота отдельных личностей, а тех, кто управляет. Противники ислама же именно эти 4-5% пытаются представить как весь шариат».

В многочисленных трудах проповедника можно сыскать пассажи, где он в обвинительной интонации говорит о разных негативных проявлениях западной цивилизации. Но в отличие от С.Хантингтона, он не предвидит неизбежное столкновение цивилизаций, а напротив, призывает ценить роль науки и образования, а также пользоваться плодами чужого положительного опыта. Этот тезис он уложил в знаковое признание: «Диалог превратился в императив современности».

 

Имам как персона грата

Приверженность диалогу цивилизаций и признание преимуществ демократии, безусловно, импонируют. Равно как и безоговорочное осуждение джихадистов. Гюлен был одним из первых, кто выразил возмущение терактом 9/11 и обратил свое сочувствие к родственникам их жертв. Аналогичным образом он поступил, направив соболезнование жертвам теракта в Беслане (хотя его неприятие политики России и Ирана в отношении войны в Сирии не является секретом).

У Гюлена однозначная позиция: «Сегодня наиболее жестокие вещи творятся именно от имени и во имя ислама, и их география широка – от Сирии и Пакистана до Кении». И далее: «Террористы-самоубийцы пойдут в ад навечно, и там они будут призваны к ответственности за убийство невинных людей».

При этом он заочно полемизирует с известным постулатом, повторяемым израильскими политиками: «Не все мусульмане террористы, но все террористы – мусульмане». Ничего подобного, утверждает Гюлен: мусульманин не может быть террористом, а террорист – мусульманином.

В апреле 2015 года в Центре Мартина Лютера Кинга в колледже Морхаус (Атланта, штат Джорджия) прошла церемония награждения Гюлена (в его отсутствие) премией мира имени Ганди, Кинга и Икеды. Эта премия присуждалась ранее Михаилу Горбачеву, Нельсону Манделе и архиепископу Дэсмонду Туту. Профессор Лоуренс Картер обосновал награду тем, что Фетхулла Гюлен представляет «расы, этническое происхождение, гендерные различия, национальные различия не как семена раздора, а как естественное состояние, которое духовно удерживает нас вместе».

Стоит отметить умное ответное послание Гюлена, органично вписывающееся и в традиции подобных политических ритуалов в Америке: «Эту премию в действительности заслуживают те, кто выполняет свои обязанности в тысячах километров от дома вблизи к полярному кругу, при температуре минус 50 градусов; те, кто не закрывает школы в Северном Ираке, несмотря на опасность нападения ИГИЛ; учителя, которые в Нигерии и Афганистане обеспечивают возможность учиться девочкам; врачи, медсестры и сотрудники благотворительных организаций, которые в самых тяжелых условиях служат людям в Сомали и Судане…»

Неудивительно, что сеть общеобразовательных учреждений в США, где заметно влияние «Хизмет» и идей Гюлена, благоденствует и выполняет многие задачи, в том числе те, что не прописаны в их уставах и федеральных программах. Но существует и другая версия, почему исламский проповедник вольготно чувствует себя в Америке и не опасается, что власти выдадут его заклятому другу Эрдогану.

 

Агент влияния на доверии

После распада СССР в 1990-е годы активисты-миссионеры из движения Гюлена внедрились в систему образования в ряде стран Центральной Азии. На поверхности это выглядело как патронаж со стороны пантюркистов, мысливших категориями союза и единения всех тюркоговорящих народов. Но если копнуть поглубже, то, по версии отставного турецкого разведчика Османа Нури Гюндеша, в лицеях, открытых посланцами Гюлена в Узбекистане и Киргизии, в роли менторов выступали кадровые сотрудники американского ЦРУ, обладавшие дипломатическими паспортами, а следовательно – неприкосновенностью. Совпадение ли?

Едва ли. Эти факты приводит в своём обстоятельном эссе Алексей Челноков на страницах «Совершенно секретно». Он также ссылается на раскольника Гюлена Нуретдин Верена, бывшего генерального советника общественно-религиозного движения «Фетхуллахчилар», который дезертировал из секты и расписал её подноготную. Он утверждает, что американские спецслужбы финансировали деятельность Гюлена.

А.Челноков приводит и мнение Раиса Сулейманова, руководителя Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований: «По данным спецслужб, с 1980-х годов в организацию Гюлена были инкорпорированы целые мафиозные сообщества, главари которых оказывались под влиянием проповедей Фетхуллаха Гюлена. Неудивительно, что ряд турецких аналитиков организацию Гюлена сравнивают с итальянской коза ностра». Агенты его влияния распространились повсюду, внедрившись, в том числе, и в трехмиллионную турецкую общину в Германии.

Колоритный Имам представлял интерес для ЦРУ как влиятельная фигура, сумевшая не только раскинуть в Турции и за рубежом разветвлённую сеть общеобразовательных учреждений, где «ковали кадры» для дальнейшей миссионерской деятельности, но и как арбитр при разрешении споров между «хозяйствующими субъектами», что позволяло ему оказывать влияние на бизнесменов и самому выстраивать свою не афишируемую бизнес-империю.

 

Просто мини-империя или «параллельная власть»?

Формально активисты «Хизмет», следуя заветам «господина Учителя», на словах отвергают прозелитизм, но развитая система школ и учебных центров, финансируемая структурами Гюлена, служит цели селекции и воспитания в нужном духе новых «фетхулаччи». В открытую это никто не признает.

Известный канадский журналист Пол Уильямс утверждает, что в приватном порядке Гюлен однажды раскрыл, как выразился Пушкин в «Борисе Годунове», свой «тайный образ мысли»: «для достижения идеального мусульманского общества любой метод и любой путь приемлемы, (включая) ложь» (“in order to reach the ideal Muslim society every method and path is acceptable, [including] lying to people”).

При этом в распоряжении либерального «властителя дум» находится колоссальный финансовый, организационный и человеческий потенциал. Так, принадлежащий ему «Кайнак холдинг» (Kaynak Holding) объединяет около 15 компаний со специализацией в сфере строительства, производства продовольствия, розничной торговли и даже в области информационных технологий. Контрольный пакет акций в банке «Асия» (Bank Asya) представляет в его распоряжение миллиарды долларов в активах. Под Гюленом «ходит» и ассоциация турецких бизнесменов «Тускон» (TUSKON), насчитывающая более 50 тысяч членов.

Он также владелец медийного холдинга «Феза медиа груп» (Feza Media Group), который – до того, как Эрдоган после абортированного путча её не прихлопнул – издавал качественную ежедневную газету «Заман» и журнал «Аксион». Издательский дом «Кайнак паблишинг» (Kaynak Publishing) под 28 разными брендами издает сотни книг в год, прославляющие времена Оттоманского владычества и деяния воинствующих исламских прозелитов прошлого.

Такой же цели – распространению ислама с «пантюркизмом» в его сердцевине – следовали его миссионеры, отправленные создавать учебные центры в республики Средней Азии. Перед этими школами поставлена сверхзадача, утверждает Байрам Балджи, турецкий исследователь, – «исламизация тюркского населения и отуречивание ислама» для возрождения калифата, где все будут жить по шариату.

По этой причине в России и Узбекистане гюленовские школьные инкубаторы были запрещены. Созданная Гюленом секта «Нурчилар» в России, Казахстане, Киргизии, Таджикистане и Узбекистане занесена в чёрный список экстремистских организаций. Даже в запредельно толерантной Голландии со-финансирование учебных заведений, открытых Гюленом, сократили на том основании, что они несут в себе угрозу общественному порядку. Видимо, и там осознали, что древний наказ восточных стратегов «Хочешь победить врага – воспитай его детей» реализуется Гюленом у них под носом.

 

Неудачный путч и охота на ведьм

После маловразумительного, но всё же подготовленного с претензией на масштаб государственного переворота 16 июля 2014 года, метившего в президента Эрдогана, положение Гюлена, по крайней мере, внутри Турции осложнилось. Анкара объявила его вдохновителем мятежа и заокеанским кукловодом, который дирижирует скрупулёзно выстроенной им «параллельной властью». Начался методичный и ожесточённый демонтаж гюленовского государстве в государстве (см. «Турция: Эрдоган пропалывает электоральное поле», №7-8(112), 2016).

«Верных гюленистов» обнаружили среди университетских профессоров и в судейском сословии, в Главном управлении по делам религии и в Министерстве образования, в аппарате правительства и в разведывательных органах. В июне 2011 года корреспондент американского телеканала Си-би-эн» утверждал, что 70 процентов всех сотрудников федеральной полиции – приверженцы Гюлена.

Ещё в 2000 году была предпринята попытка в судебном порядке расправиться со своевольным имамом, но спустя восемь лет дело прекратили за отсутствием состава преступления. На этот раз ситуация вышла на более высокий уровень: 19 декабря 2014 года стамбульский суд выдал ордер на арест Гюлена. Составили доказательную базу для того, чтобы Интерпол включил Гюлена в т.н. «Красный бюллетень», означающий ордер на арест преступников, объявленных в международный розыск. Однако Интерпол не принял доводы.

Зато в самой Турции «зачистка» от гюленистов прошла массово, точечно и с немалым энтузиазмом. Власти прикрыли 15 высших учебных заведений, получавших финансовую подпитку и целеуказания от Гюлена, а также 150 связанных с ним средств массовой информации, 1043 частных образовательных учреждения, пансионов и общежитий, 1229 обществ и фондов, включая созданные ими 19 профсоюзов, и 35 медицинских учреждений. В общей сложности репрессиям подверглись 60 тысяч активистов движения «Хизмет» и аффилированных со структурами Гюлена «сочувствующих».

«Охота на ведьм» удалась на славу. Однако влияние Фетхуллы Гюлена, пламенного проповедника, автора более чем 60 книг, владеющего, по сообщениям в западной прессе, собственностью и активами на сумму от 20 до 60 млрд долларов и у которого от трех до шести миллионов последователей по всему мира, не иссякло. «Господин Учитель» ещё не сказал своего последнего слова.

Владимир МИХЕЕВ