Продвижение интересов российского бизнеса в Евросоюзе обсудили на GR-Конгрессе 2009


Задачи эффективного лоббирования интересов российских компаний в Евросоюзе не потеряли актуальность в период экономического кризиса – к такому выводу пришли участники круглого стола «Техники и лучшие практики лоббирования в Евросоюзе. Возможности продвижения российских компаний за рубежом», состоявшегося 29 октября 2009 г. в Москве.

Дискуссия на тему продвижения интересов российских компаний на уровне надгосударственных структур ЕС прошла в рамках международной конференции «GR-Конгресс 2009: диалог бизнеса и власти», организованной Центром по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти. Одной из основных тем конференции стало продвижение интересов российских компаний на уровне международных центров принятия решений, важное место в географии которых занимает Брюссель.

Нерешенные вопросы диалога Россия-ЕС

Как отметил в своем выступлении Алексей Буряк, советник по внешнеполитическим вопросам МИД РФ, несмотря на конструктивное взаимодействие по разработке нового базового соглашения о партнерстве между Россией и ЕС, а также работе, проходящей в рамках отраслевых диалогов, более эффективному продвижению интересов российского бизнеса в ЕС препятствует ряд нерешенных проблем.

К их числу, в первую очередь, относится феномен «евросолидарности»: часто негативная позиция по отношению к России, занимаемая отдельными государствами-членами ЕС, превращается в консолидированную позицию ЕС в целом.

Вторая проблема заключается в негативной для России информационной среде. Многие европейские СМИ продолжают работать по принципу «Good news from Russia do not sell» (Хорошие новости из России не продаются). В то же время, позитивной оценки заслуживают инициативы, принятые правительством России с целью повлиять на улучшение национального имиджа за рубежом, в частности – в рамках информационного сопровождения ситуации, связанной с транзитом российского газа на территорию ЕС и событий в Южной Осетии.

А.Буряк также подчеркнул, что наряду с разработкой нормативно-правовых рамок, обеспечивающих более благоприятные условия для деятельности российских экономических операторов за рубежом, органы власти РФ должны более эффективно применять инструменты информационно-консалтингового сопровождения российского бизнеса в ЕС. Такими инструментами могли бы стать регулярные презентации инвестиционного потенциала российских регионов, а также более активная консультационная поддержка отдельных компаний по вопросу обеспечения их деятельности на территории стран-членов ЕС.

Взгляд из Брюсселя

В своем выступлении Жак Лафит, Основатель консалтинговой компании Avisa Partners, обратил внимание участников на то, каким образом технологии продвижения интересов на уровне надгосударственных структур Брюсселя определяются спецификой политико-административной системы ЕС.

В первую очередь эту систему характеризует комплексный характер процедур разработки и последующего внедрения нормативно-правовых актов, сложившийся в результате передачи государствами-членами своих полномочий на уровень институтов ЕС.

Важной характеристикой институтов ЕС также является высокий уровень прозрачности, которую обеспечивает хорошо отлаженная система сдержек и противовесов. Контроль за разработкой и внедрением нормативно-правовых актов осуществляется как внутри самой системы, через такие институты Евросоюза как Европейский Суд и Омбудсман, а также – международными и европейскими СМИ и неправительственными организациями.

Кроме того, систему характеризует высокий уровень предсказуемости. В среднем, между началом работы над проектом нормативного акта и его вступлением в силу проходит 10–12 лет, а процесс разработки, как правило, сопровождается консультациями с представителями бизнеса и некоммерческих групп интересов.

В связи с вышеперечисленными особенностями успешное продвижение интересов на уровне институтов ЕС предполагает прежде всего наличие долгосрочного видения относительно развития сферы рынка, становящейся объектом регулирования. Для неевропейских компаний, ведущих деловую активность на Общем внутреннем рынке ЕС, особенное значение имеет система регулярного мониторинга европейского законодательства.

Кто и как лоббирует интересы российского бизнеса в Евросоюзе

Опытом работы с участниками круглого стола поделились представители российских организаций, специализирующихся на консалтинговом сопровождении российского бизнеса в Брюсселе.

Европейское законодательство имеет большое значение для российских авиакомпаний – отметил в своем выступлении Борис Рыбак, Генеральный директор компании Infomost Communications. На европейский рынок приходится до 70% выручки, генерируемой ими в сегменте международных перевозок.

Деятельность авиакомпаний в Евросоюзе регулируется как европейскими нормами, так и законодательством государств-членов ЕС. В связи с этим, для авиакомпаний из третьих стран работа в ЕС связана со сложным правовым контекстом и необходимостью продвижения интересов как на уровне институтов ЕС, так и в национальных органах государственной власти.

В своем выступлении Ксения Дацко, Исполнительный директор Круглого стола промышленников Россия-ЕС (КСП), подчеркнула роль деловых кругов в формировании повестки дня российско-европейского сотрудничества.

Как отметила К.Дацко, работа отраслевых рабочих групп КСП, позволяет формировать и обсуждать ключевые идеи, которые впоследствии ложатся в основу рекомендаций, представляемых от лица Круглого стола политическим лидерам в рамках проведения Саммитов Россия-ЕС.

К приоритетным темам, обсуждаемым на уровне отраслевых рабочих групп КСП, относится подготовка нового базового соглашения между Россией и ЕС, влияние антикризисных мер на развитие российско-европейского сотрудничества, а также вопросы инновационного развития.

Владимир Голубев, Президент Центра российского бизнеса в Европе, отметил, что для российского бизнеса большое значение имеет не только выстраивание взаимодействия с институтами ЕС, но и инструмент развития партнерства с европейскими компаниями. Несмотря на наличие определенных проблем на уровне политического диалога, многие европейские компании адекватно оценивают перспективы сотрудничества с Россией и готовы к совместному развитию деловой активности, в частности – в таких сферах как энергетика, строительство, медицина, инновации, возобновляемые источники энергии.

Учитывая интерес, проявленный участниками GR-Конгресса к теме продвижения интересов российских компаний в Евросоюзе, Центром по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти было принято решение о проведении мероприятий, объединяющих экспертов по данному направлению, на регулярной основе.

Алексей Борев, Управляющий партнер
Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти
Специально для интернет-журнала «Вся Европа.ru»