Главная > Финансы & банки > Экономика > Германия: опять «Опель»…

Германия: опять «Опель»…

18
image_pdfimage_print

Германская автомобильная марка «Опель» опять оказалась в центре странной истории.

Несколько лет назад компанию (входит в группу «Дженерал моторс»), находившуюся в сложном положении, отказались продать российскому инвестору. Власти нашли предлог, чтобы отказать покупателю, опасаясь, что в результате сделки Москва получит доступ к технологиям, которыми не располагает.

За прошедшие годы автопроизводитель свои проблемы не решил и теперь его снова хотят купить из-за границы. На сей раз интерес к «Опелю» проявляет французская группа «Пежо-Ситроен» (ПСА).

Но стоило «Дженерал моторс» намекнуть на изучение возможности приобретения германской марки кем-то из конкурентов, как в Берлине зазвучали заявления на высоком политическом уровне. Министр экономики Бригитта Цюпрес назвала недопустимым, чтобы власти и заводские профсоюзы не были заранее проинформированы о таких проектах.

Министр труда Андреа Налес напомнила, что правительство внимательно следит за судьбой компании: «Тема углубленно рассматривалась Советом министров». А пресс-секретарь канцлера Штеффен Зайберт подчеркнул, что глава правительства «хочет быть информирована о развитии событий по этому делу» и что она готова встретиться по этому вопросу с главой ПСА Карлосом Таваресом.

На сей раз бурная реакция на перспективу смены владельца «Опеля» связана с другими причинами, нежели во времена российского эпизода эпопеи.

Во-первых, перед сентябрьскими парламентскими выборами правительство боится появления проблем с компанией, на которой работают 20 тысяч человек. Любое сокращение занятости потенциально может создать проблемы в предвыборной кампании. Нельзя забывать и о трудностях германского автомобилестроения в целом после пришедшего из США экологического скандала, в центре которого оказался «Фольксваген», и в условиях объявленного намерения нового американского президента Дональда Трампа максимально вернуть производство автомобилей в свою страну.

Во-вторых, есть опасение индустриального плана. ПСА и «Опель» выпускают во многом сходную гамму автомобилей и поэтому являются, скорее, конкурентами, чем потенциальными партнерами, объединение которых создаст синергетический эффект и обеспечит конкурентные преимущества. Поэтому многие эксперты считают, что объединение обернется оптимизацией производства, причем, за счет германской марки. В 2016 году она продолжала терпеть убытки (300 миллионов евро) и уже была вынуждена закрыть два завода – в Бохуме (Германия) и Антверпене (Бельгия).

Французские власти со своей стороны заняли умиротворяющую позицию и не хотят возникновения напряженности по этой проблеме.

Андрей СЕМИРЕНКО

№2(118), 2017