Германия: Ангелу Меркель считают непобедимой


Кого прочит германская элита на пост главы правительства после сентябрьских выборов? Ответ очевиден: нынешнюю фрау канцлерин Ангелу Меркель. Политические, экономические и иные лидеры считают её непобедимой, что было подтверждено опросом, проведенным Алленсбахским институтом по изучению общественного мнения по заказу газеты «Франкфуртер альгемайне цайтунг» и журнала «Капитал». Опрошены 517 представителей политической, управленческой и экономической элиты ФРГ.

Глава этого социологического учреждения Ренате Кёхер отметила на выступлении в Берлине: «Три четверти ведущих руководителей приветствуют решение о том, что Ангела Меркель снова примет участие в выборах». Подавляющее большинство сторонников такой точки зрения наблюдается даже среди симпатизантов партии «зелёных», которых, впрочем, среди элитариев немного. И, тем не менее, 87% из них безоговорочно отдают пальму первенства Меркель. Среди приверженцев социал-демократов «капитулянтов» заметно меньше, но и их всё же большинство – 67%. Фрау Кёхер уверила слушателей, что такие же настроения господствуют и в электорате в целом, исключая, разумеется, твердокаменных сторонников Альтернативы для Германии и Левых.

Понятно, что серьезную конкуренцию нынешней фрау канцлерин может составить только представитель СДПГ. Кто бы им ни оказался – скорее всего, в игру официально войдёт вице-канцлер Зигмар Габриэль – он все равно обречён уступить «мамаше Меркель». Во всяком случае, даже самый популярный у элитариев социал-демократ – бывший глава Европейского Парламента Мартин Шульц – как потенциальный победитель ими в расчёт не принимается. А бургомистр Гамбурга Олаф Шольц – тем более. Кстати, на Зигмара Габриэля готовы сделать ставку всего 19%, но и те признают, что шансов у него нет. Их можно понять: если бы сами социал-демократы видели для своего кандидата реальные шансы, они вряд ли вывели бы из состязания самого популярного политика страны – министра иностранных дел Франка-Вальтера Штайнмайера. Но на одной популярности далеко не уедешь, иначе СДПГ под руководством генерального секретаря Штайнмайера не продула бы с таким позором в 2009 году парламентские выборы.

Какой состав правящей коалиции элиты хотели бы видеть у кормила власти? Подавляющее большинство – 65% уверено, что она останется прежней – ХДС/ХСС и СДПГ, хотя никто этого и не хочет (sic!), кроме 18% сторонников такой констелляции. Предпочтительной для 25% опрошенных является «черно-жёлтая» коалиция – ХДС/ХСС и СвДП. Вот ведь, элитарии снова вспомнили о германских либералах, многие годы пребывающих в загоне, напоминающем полное забвение! Почти столько же – 21% – не прочь видеть у руля «ямайскую», то есть «черно-зелёно-желтую» коалицию, выдержанную в цветах флага этой страны. За менее пёстрый «черно-зелёный» вариант выступают 20% опрошенных. А «большая» коалиция нравится всего 18%, хотя никто не отрицает, что в действительности реализуется, скорее всего, именно она.

Специально для тех, кто уже «похоронил» Ангелу Меркель, ссылаясь на то, что мадам Клинтон тоже пропихивали под неслыханным нажимом, а её-де – сю-у-у-рпраайз – прокатили на вороных. Не стоит забывать о кардинальных различиях в избирательных системах ФРГ и США. В Германии решительно немыслим вариант, при котором человек, набравший на три миллиона голосов больше, оказывается проигравшим. Такая непристойная архаика типична для англо-саксонских «традиций», но в континентальной Европе – дичь несусветная.

Всесилие его величества Интернета, одержавшего победу над закосневшими традиционными масс-медиа, я бы тоже не абсолютизировал. Да, один раз этот номер удался, но в основном потому, что гранды банально зажрались и допустили детскую ошибку, позволив себе не принимать соперника всерьез. В серьезной драке за такое жестоко наказывают, свидетелями чему мы все и стали. Только не надо думать, что из этого никто не сделает никаких выводов. Ветераны медиа-бизнеса отлично осознали, что, отстаивая свое место под солнцем, сопернику придётся грызть горло, и пощады от них теперь ждать не стоит.

Да, деньги решают не всё, но и без них многого не добьёшься. А у Меркель недостатка в них не будет: элита не любит вкладываться в тех, чьи шансы считает призрачными. Это я все к тому, что сейчас слишком рано делать столь уверенные выводы о проигрыше «мамаши Меркель».

Вернёмся к результатам опроса. По мнению тех, кто принимает решения, а именно они и есть настоящая, а не самозваная элита, либералы, то есть Свободная демократическая партия Германии под руководством Кристиана Линднера перестроила ряды, стабилизировала ситуацию и сейчас имеет неплохие шансы вернуться в бундестаг, откуда с позором вылетела в 2013 году. Еще два года назад она была практически списана со счетов, но теперь добилась кое-каких успехов на земельном уровне и в опросах стабильно перепрыгивает пятипроцентный барьер. Представители деловых кругов тем более считают важным, чтобы голос либералов был отчётливо слышен на общенациональном уровне. Больше среди них стало и тех, кто хотел бы видеть «жёлтых» в составе правительства.

Опыт работы «черных» и «зелёных» в земельных правительствах Гессена и Баден-Вюртемберга подтолкнул элитариев к мысли о том, что его можно повторить и на национальном уровне. Во всяком случае, 74% опрошенных полагают, что различия в позициях партий не так велики, чтобы сделать невозможной их совместную работу. Скажем, в 2012 году большинство придерживалось совершенно противоположной точки зрения.

Одним из важнейших вопросов, которые предстоит решать будущему правительству Германии, останется кризис евро. Более трёх четвертей опрошенных сомневаются, что в зоне евро удастся добиться стабильности. «Проблемным ребенком» на это раз называют уже не Грецию и даже не Францию, а Италию. Уничижительная оценка состояния Европейского Союза по сравнению с предыдущим опросом стала только хуже. Девять из десяти респондентов согласны с тем, что страны ЕС будут и дальше дрейфовать в разные стороны, а две трети уверены, что Союз нереформируем.

Для сомневающихся отметим: алленсбахский опрос – это своего рода европейский социологический эксклюзив. На этот раз в нем приняли участие 350 председателей правления или руководителей крупнейших компаний, 116 политических лидеров (глав парламентов, руководителей парламентских фракций, министров и статс-секретарей земельного и федерального уровня) и 51 глава ведомства.

Сергей ПЛЯСУНОВ