Как Брюссель хочет бороться с «социальным туризмом»


В столице Европейского Союза задумали благое дело: Европейская Комиссия хочет создать возможности для того, чтобы национальным государствам было легче бороться с тем, что уже получило в Европе название «социальный туризм».

Дело в том, что одна из «базовых», как её называют, европейских свобод – свобода передвижения людей – предоставляет махинаторам хорошую возможность поживиться за чужой счет. Для этого надо просто приехать в страну, где пособие по безработице выше, чем в твоей собственной, устроиться на работу хотя бы на один (!) день. А там, пожалуйста – иди, регистрируйся и получай деньги. Эта практика безбрежного гуманизма нелегким бременем ложится на плечи тех, кто не ловчит, а банально изо дня в день трудится, пополняя социальные фонды, из которых беззастенчиво полной ложкой черпают искатели лёгкой жизни.

Так вот, исполнительный орган Евросоюза решил-таки изменить рамочные условия, которые делают возможными такой туризм. Как сообщила Марианне Тиссен, член Европейской Комиссии и куратор социальной политики Союза, проект предусматривает, что граждане стран ЕС смогут претендовать на пособие в других державах только после минимум трёх месяцев работы.

В предлагаемом документе откровенно указывается: насколько свободные условия для тружеников необходимы для обеспечения конкурентоспособности экономик, настолько же для них важны и гарантии того, что свободами не будут злоупотреблять. А пока, по данным Европейской Комиссии, 42% иностранных граждан ЕС, получающих пособие по безработице в других государствах, проработали там меньше трёх месяцев.

Поскольку до такого зверства, чтобы оставить социальных туристов совсем без содержания, власти Евросоюза все же не дошли, проект предусматривает и гуманистическую меру: они будут получать пособие по безработице от своей родной страны. Причём, ища работу в союзном зарубежье, они станут получать пособие дольше, чем если бы занимались этим у себя на родине. А именно, вместо трёх месяцев их будут держать на казённом коште полгода.

Ещё одной новинкой должно стать то, что «гренцгенгеры» – так по-немецки называют тех, кто живет в одной стране, а работать ездит за границу, будут получать пособие не от страны проживания, а от государства, в котором они работают. Что в общем-то даже и справедливо, поскольку социальные фонды они пополняют именно там.

А ещё Европейская Комиссия не хочет изменять ситуацию с выплатой детских пособий. К примеру, сейчас польский гражданин, работающий в Германии, но оставивший жену с детьми на родине, получает детские пособия в полном объеме – разумеется, от ФРГ, которая в год расходует на такие выплаты свыше 200 миллионов евро. И будет расходовать их и дальше, поддерживая детей Польши, Румынии и Чехии.

Дело в том, что в феврале этого года, под давлением тогдашнего британского премьера Дэвида Кэмерона, не очень умело шантажировавшего своих европейских коллег угрозой «Брекзита», ЕС пошел на то, чтобы индексировать детские пособия в зависимости от условий в той стране, где живут дети, а не той, где трудится их папа. Предполагалось, что такие рестрикции побудят строптивых британцев оказаться от идеи «Брекзита». Не вышло…

Канцлер ФРГ Ангела Меркель тогда же заявила, что похожие правила хотела бы ввести и в Германии. Но сейчас Европейская Комиссия ясно дала понять, что в этой сфере ничего менять не считает нужным, поскольку перемены эти привели бы только к умножению бюрократических препон, да ещё более того – к дискриминации, противоречащей европейскому праву. Не говоря уже о том, что новации могли бы закончиться тем, что вместо одного отца страна, в которой он работает, может получить в свои объятия семейство в полном составе – со всеми вытекающими социальными последствиями.

Андрей ГОРЮХИН