Германия: сколько денег под матрасом?


Банкиры, они на то и банкиры, чтобы знать про деньги всё. Так что пусть вас не удивляет, что член правления германского Бундесбанка Карл-Людвиг Тиле знает, сколько сейчас – 15 лет спустя после введения евро! – у немцев осталось на руках старых добрых марок.

В конце ноября этого года цифры были таковы – 167 миллионов купюр и 23,5 миллиарда монет – и то, и другое, разумеется, в штуках. Напомним, что эти марки до сих пор в любой момент в любом отделении банка можно обменять на евро. Но желающих сделать это, в 2016 году было мало, как никогда прежде. Хотя запасы, как мы видим, не очень-то истощились за минувшие полтора десятилетия.

О принудительном обмене Бундесбанк ничего и слышать не хочет, предпочитая обойтись без насилия. «Валюта живет благодаря доверию к ней, а потому мы не видим повода для того, чтобы принимать такие решения», – говорит Карл-Людвиг Тиле. Тем более, что вышеназванные высокие цифры никого не должны вводить в заблуждение: 95% находившихся в обороте марок были все же обменены на евро.

Но какова же сумма заначенных немцами старых денег? И на это есть точный ответ: 12,73 миллиарда марок, или в пересчёте на сегодняшнюю валюту – 6,51 миллиарда евро. То есть, в каждом из 40 миллионов германских домохозяйств лежат монеты и купюры на сумму примерно в 310 марок. Причём особенно много именно монет. По данным Бундесбанка, из находившихся в обращении марок в семьях застряло 2% банкнот (5,99 миллиардов марок) и 56% монет (6,74 миллиарда марок). Особенно впечатляет, что заметно больше половины металлических денег хранится у людей полтора десятилетия.

Правда, сохранность их вызывает некоторые сомнения. Карл-Людвиг Тиле считает, что значительная часть десятипфенниговых и более мелких монет безвозвратно утрачена и никогда уже не будет обменена на евроценты. Кроме того, есть и ещё две возможности безвозвратного оседания вышедших из оборота денег. Первая – это коллекционеры, которые, конечно, никогда не станут обменивать свои сокровища. А вторая – зарубежные страны. В некоторых государствах Восточной Европы, например, в осколках бывшей Югославии, германская марка ряд лет обращалась в качестве законного средства платежа. И сколько чего там осело, теперь не знают даже в Бундесбанке.

Андрей ГОРЮХИН