Главная > Дневник событий > Политика > ЕС: трудный год, трудный саммит

ЕС: трудный год, трудный саммит

161215ec4-detail
image_pdfimage_print

Повестка дня последней в 2016 году встречи лидеров Европейского Союза изобиловала важными и разнообразными темами. Однако внимание участников саммита было сконцентрировано лишь на нескольких из них.

Поистине «горячей картофелиной» стало почти воплощённое в жизнь прежнее намерение заключить торгово-политическую сделку ЕС с правительством Украины, которую в апреле отвергли нидерландские избиратели, тем самым заблокировав её. Дабы успокоить умеющих считать деньги голландцев, теперь пришлось официально заверить их и других жителей «двадцати восьми», не желающих спонсировать украинские власти, что речь об обещании допустить Киев в ЕС вовсе не идёт, как и об оказании ему военной помощи в случае мифической интервенции извне. Несмотря на подписанный с Брюсселем договор об ассоциации, одобренный 27-ю государствами и правительством Нидерландов.

Не менее унизительными для украинцев стали и письменные гарантии того, что им не будет позволено свободно жить и работать на территории Евросоюза, хотя кровавый Майдан вспыхнул в 2014 году как раз в надежде многих на перспективу получить такую возможность… Однако премьер-министр Нидерландов Марк Рютте откровенно сказал коллегам, что накануне мартовских парламентских выборов в его стране он не гарантирует одобрение сделки законодательным органом даже с учётом таких оговорок.

С украинской темой вновь оказался тесно связанным вопрос о дальнейшей судьбе санкций в отношении России. Хотя и единогласно, но под нескрываемым нажимом канцлера Германии и президента Франции их удалось продлить до июля (напомним: контрмеры Москва приняла до конца 2017 года). А вот настойчивое предложение руководства Польши ввести антироссийские санкции «ещё и за Алеппо» было блокировано, как говорят в кулуарах Брюсселя, Италией и некоторыми другими «старыми» странами Европы. Кстати, вероятный будущий французский президент Франсуа Фийон заявил журналистам в Брюсселе, что он выступает за выработку долгосрочной стратегии в европейско-российских отношениях и за отказ в этой сфере от действий, вызванных эмоциями.

На декабрьском саммите исключительно трудного для Европы года традиционно звучали слова о сплочённости Евросоюза, несмотря на кажущийся неминуемым «Брекзит». Однако, на заключительном ужине, на котором европейские лидеры обсуждали проблему выхода Великобритании из этого интеграционного объединения, блистала своим отсутствием британский премьер-министр Тереза Мэй: её не пригласили за стол, и она предпочла покинуть Брюссель до этого важного мероприятия. Т.Мэй лишь попросила коллег обсудить важную для Лондона проблему – будущие условия взаимного обмена мигрантами между Великобританией и ЕС после «Брекзита».

Как и на предыдущих встречах в верхах, над этой незримо витала проблема сирийского урегулирования. И вновь, как прежде, она продемонстрировала полное бессилие «Большой Европы». Председатель Европейского совета Дональд Туск самокритично признал: «Мы не столь эффективны в этом вопросе, как нам хотелось бы».

Андрей СМИРНОВ

№12(116), 2016