Италия: а что теперь,


или После политического землетрясения

Жертвой очередного самоубийственного референдума стал ещё один крупный западноевропейский политик – премьер-министр Италии Маттео Ренци, считающийся одним из самых перспективных лидеров в Европейском Союзе. Вслед за британцем Дэвидом Кэмероном, проигравшим июньский плебисцит о пребывании его страны в ЕС, М.Ренци поставил свою карьеру на карту в опросе итальянцев о радикальной конституционной реформе, и превратил эту кампанию в вотум доверия, пообещав уйти в отставку в случае проигрыша (см. «Италия: что скажет плебисцит?», №10(114), 2016).

Итальянцы проявили 4 декабря 2016 года небывалую активность: к урнам явились почти 70% граждан, имеющих право голоса. И 60% из них не поддержали проект реформы, предусматривающей, в частности, сокращение числа сенаторов и фактический переход к однопалатному парламенту, чтобы покончить с хронической политической нестабильностью на Апеннинах – ведь за последние семь десятилетий в Риме сменилось 63 правительства! (см. «Италия: станет ли Сенат декорацией?», №4(109), 2016). Однако, как грустно пошутил М.Ренци, узнав предварительные итоги голосования, «я хотел уменьшить количество сенаторских кресел, но меня лишили собственного». И тут же подтвердил, что немедленно покинет дворец Киджи. Так что в Риме появится кабинет министров под порядковым номером 64…

Отставка нынешнего правительства Италии окажет серьёзнейшее воздействие на политическое, финансовое и экономическое положение не только в этой важной стране, но и во всём Евросоюзе.

Не случайно накануне референдума европейские и заокеанские аналитики в унисон били тревогу, предвидя поражение молодого амбициозного премьера. Некоторые из них теперь даже предсказывают выход Италии, четвёртой по размеру экономики ЕС, из зоны евро, со всеми вытекающими для интеграционного объединения последствиями. Другие полагают, что проигрыш М.Ренци даже превосходит по своему значению «европейское землетрясение» по названию «Брекзит».

Действительно, политический хаос, который неизбежно воцарится на Апеннинском полуострове на неопределённое время, может послужить катапультой для достижения власти радикальным популистским «Движением 5 Звёзд» (см. «Италия: ушёл, чтобы остаться?», №2(107), 2016 ). И первым шагом лидера этого движения Беппе Грилло стало бы проведение референдума о дальнейшем пребывании Италии в зоне евро, что, учитывая ностальгию многих его соотечественников по «родной лире», может закончиться отказом Рима от единой европейской валюты. Очевидно, что политические события на Апеннинах неизбежно повлияют на предстоящие в 2017 году судьбоносные выборы во Франции и Германии…

Однако в самой Италии всеобщие выборы состоятся не завтра: по инициативе правительства Ренци в стране был принят новый избирательный закон «Италикум», действующий лишь в отношении Палаты депутатов, поскольку намечавшаяся конституционная реформа не предусматривала прямых выборов в Сенат. Теперь потребуется время на изменение уже «Италикума».

Игорь ЧЕРНЫШОВ