Латвия: банки не доверяют клиентам


А клиенты – банкам

Валдис Спредзис огорчен. В последние месяцы резко сократилось количество платежеспособных желающих приобрести у него, менеджера автосалона «Сканди Ауто», такие иномарки, как «Мицубиси», «Хэндэ» и тем более «Бентли». Продажи новых авто упали на 40%.

«Это хуже, чем кризис 1998-99 годов», – сетует латыш Спредзис, который, видимо, не случайно называет его «российским кризисом», что может означать одно: существенная часть его покупателей в те годы приезжали за покупками из соседней страны.

Сейчас гигантские выставочные плацы, украшающие престижную автостраду, что ведет от аэропорта до Риги (в советские времена это отутюженное дорожное полотно с наивной гордостью называли «20 минут по Америке»), поразила мерзость запустения. Клиентуру сдуло ветром перемен, вернее, шквальным сквозняком от глобального финансово-кредитного кризиса.

Прежде четыре пятых всех автомобилей у Валдиса Спредзиса брали, на цивилизованный манер, в кредит. Теперь две трети покупателей расплачиваются наличными, а все потому, что перестали получать займы. По словам Спредзиса, «граждане не доверяют банкам, а банки не доверяют клиентам».

Доверие стало испаряться еще в начале 2008 года, когда бывшая советская, «продвинутая» во всех смыслах прибалтийская республика вползла в состояние рецессии. В третьем квартале ее экономика усохла сразу на 4,2%. В ноябре правительство было вынуждено выкупить у частных собственников крупнейший банк «Парекс», стремительно нищавший из-за бегства капиталов. В немалой степени то были депозиты нерезидентов – российских граждан, испугавшихся невозврата своих вкладов.

Правда, остальной банковский сектор Латвии пока ощущает себя уверенно, свидетельствует Роберт Андерсон из лондонской «Файнэншл таймс». Почему? Потому что практически весь принадлежит иностранному капиталу, в частности, шведским финансовым учреждениям.

Кстати, Марис Авотинс, глава латвийского филиала шведского банка Swedbank, считает хорошей новостью факт снижения продаж автомобилей иностранного производства, поскольку это ведет к уменьшению дефицита счета текущих операций. По глубокому убеждению Авотинса, «это показывает, насколько гибка экономика, насколько быстро она может позиционировать себя в другом качестве».

Оптимистический настрой банкира разделяют далеко не все, потому что у Латвии в результате заимствований на стороне после вступления в Евросоюз в 2004 году образовалась весомая задолженность. Причем золотовалютные резервы у республики весьма скудные. В условиях повсеместного пессимизма даже шведские банки перестают подкармливать ликвидностью свои филиалы в Латвии, что вынуждает тех, в свою очередь, сокращать программы кредитования, в том числе и бизнеса.

Все это придает весомость прогнозу, приведенному в «Файнэншл таймс»: в будущем году дефицит госбюджета может составить 4% от ВВП.

Владимир МИХЕЕВ

№12(28), 2008