Почем «спасательный круг»?


Кризис не щадит и новичков ЕС

Финансовый кризис бродит по Европе, вызывая все новые вопросы, главный из которых: куда он приведет экономику ее стран?

Нынешняя буря, как уверены аналитики, еще не сказала своего последнего слова, но уже сегодня очевидно, что в ближайшие годы на преодоление ее последствий потребуется немало сил и средств.

Повод для подобных невеселых предсказаний дает хотя бы пример Германии – страны с завидными финансово-экономическими показателями для остальных партнеров по Европейскому Союзу. Но даже для нее Международный валютный фонд (МВФ) прогнозирует нулевой рост экономики в 2009 году.

Напомним: немецкие власти в спешном порядке выделили банкам для взаимного кредитования «спасательный пакет» в размере 400 миллиардов евро и еще 80 миллиардов – на рекапитализацию банков, оказавшихся в тяжелом положении. Мало кто сомневается в необходимости и своевременности этой меры. Однако правительству теперь приходится отвечать на жесткий вопрос налогоплательщиков (а они ведь еще и избиратели!): почему такие колоссальные суммы ассигнованы банкирам, а не пенсионным фондам или системам просвещения и здравоохранения? Или почему, на худой конец, не реальному сектору экономики, т.е. производству? Аналогичный вопрос звучит и в других странах.

Правительство Франции выделило «спасательный круг» банкам в объеме 320 миллиардов и 40 миллиардов евро соответственно; в Лондоне тоже не стали изобретать велосипед… Пожалуй, исключением пока могут считаться итальянские банки, поскольку, по словам министра финансов Джулио Тремонти, «они менее развитые и изощренные, чем банки других ведущих европейских стран». Несмотря на это, Италия с ее ориентированной на экспорт моделью экономики уже начала ощущать последствия финансового кризиса из-за сокращения импорта ее товаров другими странами Европы и США.

Спасать финансовую систему пока не потребовалось и правительству Испании; более того, ее крупнейшие банки начали приобретать по дешевке банкротов в Великобритании. Это объясняется осторожной политикой испанских банкиров в предыдущие годы, а также четким регулированием финансовой системы центральным банком страны. Тем не менее, Испания тоже переживает тяжелые времена, вызванные перегревом рынка недвижимости и образованием на нем гигантского «пузыря». Безработица вернулась на уровень 10-летней давности, рост экономики резко замедлился, и в будущем году этот показатель вряд ли превысит 0,2%.

Если крупнейшие государства, входящие в зону евро, сталкиваются с такими трудностями, то что же ожидает новичков Европейского Союза – бывшие советские республики Прибалтики и экс-социалистические страны Восточной Европы?

Экономики большинства этих государств особенно подвержены негативному воздействию столь масштабного финансового кризиса, считают в Брюсселе. Более того, в этом регионе экономические неурядицы могут иметь и политические последствия, а именно, вызвать у населения ностальгию по былым временам, и этим смогут воспользоваться местные политики-популисты, опасаются чиновники в Европейской Комиссии.

Еще до глобального кризиса макроэкономические показатели, прежде всего, бюджетный дефицит ряда стран-новичков ЕС, вызывали тревогу в Брюсселе. Это касается в первую очередь Венгрии (в нынешнем году ожидается падение ВВП на 1%), Латвии (в Риге опасаются, сокращение ВВП достигнет 5%), Эстонии. Уровень инфляции в трех балтийских странах почти в три раза выше, чем в среднем в еврозоне.

К тому же государственный и частный секторы некоторых восточноевропейских стран накопили крупные внешние долги, по которым наступает время расплачиваться. Это потребует новых займов, в частности, от МВФ и Европейского центрального банка. При этом неясно, как поведут себя в ситуации кризиса иностранные банки, действующие в этих странах: станут ли они спасать местных вкладчиков или предпочтут направить усилия в поддержку соотечественников. Аналитики не исключают не только рецессию в экономике Восточной Европы, но и девальвацию национальных валют. Более того, кое-кто прогнозирует даже снижение курса и самой единой европейской валюты – евро – почти до паритета с долларом США. Ведь теперь мало у кого вызывает сомнение: глубокую рецессию не смогут избежать даже страны-участницы еврозоны. Так что еще недавно звучавшее в некоторых столицах утверждение о том, что принадлежность к зоне евро могла бы предотвратить многие последствия кризиса в «молодых странах» ЕС, теперь кажется необоснованным.

В срочной помощи извне нуждаются и те новички Союза, которые еще недавно демонстрировали устойчивый рост национальной экономики – Болгария и Румыния. Дефицит текущего баланса Болгарии может достичь 24% ВВП, а самая бедная страна ЕС – Румыния – начинает ощущать уменьшение поступлений валюты от своих эмигрантов, обосновавшихся в «старой Европе»… В качестве главного условия оказания финансовой поддержки Софии и Бухаресту Европейская Комиссия выдвигала требование покончить с преступностью и высоким уровнем коррупции. Однако выполнить его болгарским и румынским властям пока не удалось, что в нынешних условиях способно лишь затруднить выделение им необходимой помощи, и воспрепятствовать притоку инвестиций от партнеров по ЕС.

Очевидно, что нынешние тяжелые времена не позволят ускорить проведение социально-экономических и политических реформ, добиваться подъема уровня жизни населения в этих и других государствах, недавно принятых в Союз. Хотя бы потому, что теперь станет труднее объяснить местному обывателю необходимость дальнейшей либерализации экономики и приватизации промышленности и банков, когда многие авторитетные эксперты возлагают вину за глобальный финансовый кризис на разгул рыночной стихии и отсутствие регулирования со стороны государства.

Игорь ЧЕРНЫШОВ

№11(27), 2008