Главная > Тенденции & прогнозы > Ситуация > Британия: рандеву с действительностью еще предстоит

Британия: рандеву с действительностью еще предстоит

tend-situ-Brit
image_pdfimage_print

Неотвратимо приближается февраль 2017 года, когда Великобритании придётся начать переговоры о выходе из Европейского Союза. Да, глава кабинета министров Тереза Мэй пока ведёт себя весьма сдержанно, но чему быть, того не миновать: замотать обсуждение этого вопроса не получится.

«Рандеву с действительностью состоится в следующем году. И весь это год станет для британской экономики путешествием по долине слёз», – считает представитель Австрийской торговой палаты в Великобритании Кристиан Кесберг. По его мнению, о том, каково именно будет воздействие «Брекзита», пока известно не больше, чем в июле этого года, когда островитяне провели соответствующий референдум. Тем не менее, можно сказать, что урон экономика королевства понесет неизбежно, но насколько он будет велик, надо посмотреть.

Первые ласточки уже дали о себе знать. В конце лета с полок сети супермаркетов «Теско» исчез излюбленный сторонниками здорового образа жизни дрожжевой спред. Причина: ценовая война с нидерландским производителем – концерном «Юнилевер». Позже свару прекратили, но очевидно, что лишь на время.

Сейчас, согласно различным прогнозам, британская экономика должна вырасти на величину от 1,6 до 1,8%, и это уже заметно ниже, чем в предыдущем 2015 году (плюс 2,3%). На 2017 год вместо весомых 2% прогнозируется скромная прибавка в 0,6%. «У тяжёлых грузовиков всегда длинный тормозной путь», – констатирует Кристиан Кесберг. Последует ли полная остановка? После 2017 года – вполне возможно, считает он.

Два года переговоров – именно столько предполагается обсуждать конкретные детали «Брекзита» – будут для британского бизнеса периодом неясности и неуверенности. Неизбежен спад инвестиционной деятельности, рост инфляции и безработицы, считает К.Кесберг. «Британия не рухнет со стула, но вместо ожидавшихся в сумме 10% – с 2016 по 2020 год – она получит не больше 5%. Это прямое последствие «Брекзита», – уверен он. И многие эксперты в области прогнозирования конъюнктуры рынков поддерживают такую точку зрения.

Кристиан Кесберг полагает, что в Британии произойдёт то же, что творилось в Австрии с 2012 по 2016 год. Что именно? Экономический рост по 1% в год, вот что. Вроде и не стагнация, но и развитием назвать язык не повернётся.

Согласно социологическим опросам, каждая третья британская компания урезает инвестиционные программы, а то и вовсе отказывается от них. Причина в неуверенности, порождённой «Брекзитом». Опрос этот проводила компания по изучению общественного мнения «ЮГав» в сотрудничестве с консалтинговой фирмой Си-И-Би-Ар и концерном «Хитачи кэпитал». Суммарная величина отложенных инвестиций и отменённых проектов составляет 76,1 миллиарда евро… Одна из важнейших причин – неуверенность в том, что британские компании сохранят ныне открытый для них доступ на континентальный рынок, и риск негативных конъюнктурных изменений.

Особенную сдержанность при этом проявляют крупные (42%) и средние (44%) компании. Мелкие же фирмы смотрят в будущее несколько оптимистичнее: свои инвестиционные планы корректируют лишь 23% из них. Справедливости ради надо заметить, что «малыши» куда меньше зависят от экспорта своей продукции и услуг, чем «крупняк».

Андрей ГОРЮХИН

№11(115), 2016