Европейцы сбавили обороты


Автомобилестроительная промышленность Европы переживает самые тяжелые времена с начала 1990-годов, считают аналитики этой важной отрасли промышленности. В октябре продажа машин в Западной Европе упала на 15,5%. Управленцы крупнейших компаний начали пересматривать планы производства и увольнять тысячи рабочих. Однако, в отличие от американских гигантов «Дженерал моторс», «Форд» и «Крайслер», европейским концернам не грозит банкротство – по меньшей мере, в обозримом будущем.

Производители автомашин рассчитывают на получение кредитов на сумму 40 миллиардов долларов от Европейского инвестиционного банка, что позволит выдержать острую фазу финансово-экономического кризиса. А пока они требуют от правительств и Европейской Комиссии введения краткосрочных мер, прежде всего, стимулирования продаж автомобилистами их старых и подержанных авто, и покупку новых, экологически более чистых. В качестве одной из мер рассматривается отмена налога на такие машины на период до двух лет.

В особенно трудном положении находится германская компания «Опель», принадлежащая американскому концерну «Дженерал моторс», который оказался на грани коллапса. Немецкие совладельцы «Опеля» просят у правительства Германии принятия защитных мер. Автомобилестроение – единственная отрасль промышленности этой страны, которая может получить чрезвычайную поддержку правительства Ангелы Меркель. И это понятно: данный сектор экономики играет важнейшую роль в ФРГ, принося львиную долю доходов от экспорта.

Правительство Франции собирается ассигновать 400 миллионов евро на исследование и развитие выпуска экологичных автомобилей, а в Великобритании настойчиво звучит призыв отменить недавнее повышение пошлин.

Однако многие экономисты предостерегают власти от оказания помощи автомобилестроителям, поскольку это может вызвать цепную реакцию со стороны других важных отраслей. Национальные правительства и Брюссель столкнулись с нелегкой дилеммой.

Андрей СТРОГАНОВ

№11(27), 2008