«Брекзит»: британские лоббисты уже не в моде


Вокруг практически всех структур наднационального управления Евросоюзом, расквартированных в Брюсселе, вьется рой лоббистских организаций разной степени влияния и профессиональной квалификации. Таковы правила игры, придуманные, к слову, британцами, хотя это их открытие – лоббизм как узаконенная форма мягкого давления – редко упоминают, когда воздают им должное как родоначальникам футбола, тенниса и «дипломатии канонерок».

Лоббистские экзерсисы, использующие весь арсенал рекламных и пиаровских методов внушения, считают ценным достижением западной цивилизации, а за британцами числят особую искушенность в этом деле. Само происхождение слова «лобби» (означает «вестибюль») связано с вестминстерским парламентом, где членов палаты общин и палаты лордов могли залучить в тот момент, когда они выходили из зала заседаний, и попытаться внушить им свою правду.

В Брюсселе британских «экспатов», нанятых лоббистскими компаниями, всегда было предостаточно. Но случился июньский референдум в Великобритании, приговоривший самого мало-сговорчивого члена европейского сообщества к сецессии. Предстоящий выход из союза «коварного Альбиона», как его окрестили французы, при всей неопределенности (см. «Брекзит»: развод с Евросоюзом может затянуться», №11(115), 2016), изменил критерии отбора для этих компаний. Британцы перестают быть фаворитами на занятие вакантных должностей, а повышенным спросом начинают пользоваться ирландцы, французы, немцы и скандинавы.

Авторы заметки в брюссельском издании «Политико» под говорящим названием «Закат и падение британской лоббистской империи» приводят слова одного анонима, подданного Ее Величества, которому вскоре после референдума отказали на собеседовании в крупной брюссельской конторе, занимающейся лоббистской деятельностью. Ему прямо в глаза заявили: «Слишком много бриттов, нам не нужны бритты».

Тренд налицо. Сильви Гулар, представляющая в Европейском Парламенте центристский Альянс либералов и демократов за Европу, резонно замечает: «…страна, что готовится покинуть союз, теряет свое влияние». В свою очередь, ее коллега Педро Лопес де Пабло, входящий во фракцию правоцентристской Европейской народной партии, верно предсказывает, что как только Британия покинет ряды сообщества, «ко всем британцам, занимающимся лоббистской деятельностью, будут относиться с подозрительностью».

На фоне уже проявляющейся настороженности в Брюсселе к британцам, набирают очки ирландцы – они воспринимаются, будучи носителями английского языка, как наиболее эффективные посредники для ведения дел с Соединенными Штатами. В их пользу свидетельствует и близость Дублина к Лондону, а также тот немаловажный фактор, что именно там расположены европейские квартиры таких компаний, как «Эппл», «Линкедин» и «Фейсбук». В ближайшее перспективе – в течение следующих двух лет – сыграет свою роль и намерение крупных банковых и инвестиционных компаний перебраться в бывшую «белую колонию» Англии (см. «Банкирские империи готовятся покинуть Лондон», № 11(115), 2016).

Охотнее будут прислушиваться и к тому, что нашептывают на ухо германские эмиссары из числа лоббистов. «Совершенно очевидно, что немцы будут играть решающую роль в процессе «Брекзит», и потому здесь захотят иметь дело с весомыми фигурами из их числа», – комментирует Питер Гилфорд, англичанин и глава «Джи-плас Юроп», одной из ведущих пиаровских фирм в Брюсселе.

Пользуются популярностью и скандинавы. В последнее время у шведской фирмы «Креаб» нет отбоя от клиентов: среди них – Центральный банк Ирландии, «Ллойдс бэнк» – один из крупнейших акционерных коммерческих банков Великобритании, входящий в т.н. «Большую четвёрку», американская инвестиционная группа «Голдман Сакс интернэшнл», а также крупнейший швейцарский финансовый конгломерат «Ю Би Эс». Партнер в этой фирме Карл Искассон говорит, что британские клиенты выбирают их потому, что «мы не британская компания, а континентальная».

В каком-то смысле происходит необъявленная ползучая де-британизация Евросоюза. Наглядная иллюстрация – в Европейском Парламенте британцев начали отодвигать на задний план, не допускать, чтобы они возглавляли ключевые комитеты и комиссии, и даже, если воспользоваться выражением авторов «Политико», – «маргинализировать».

Впору диву дивиться. Ведь еще вчера идеалы толерантности, мультикультурализма, приверженности единым европейским ценностям подавались как незыблемые основы гармоничного сосуществования наций в Евросоюзе… Sic transit!

Вадим ВИХРОВ