Главная > Тенденции & прогнозы > Проблема > Евросоюз в поисках пути в будущее

Евросоюз в поисках пути в будущее

tend-problem-EU
image_pdfimage_print

В Брюсселе всё активнее обсуждается новая модель, которая могла бы привязать к ЕС Великобританию, Турцию, Украину и даже Россию. Не верите? Судите сами.

Еще в сентябре член Европейской Комиссии, куратор политики расширения Йоханнес Хан заявил, что для связей со странами вроде Британии рассматривается альтернативная модель. Ещё неясно, будет ли это что-то вроде Европейского экономического пространства, куда сейчас входят Норвегия и Исландия, или нечто иное, но стремление сохранить Лондон в общеевропейской орбите налицо. Причём дебаты становятся всё интенсивнее.

Что до Турции, то тут дело несколько иное. Турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган уже дал понять, что европейская морковка, висящая у Турции перед носом не одно десятилетие, совсем не кажется ей настолько вкусной, чтобы Анкара и дальше продолжала вести себя как послушная ученица. Но ЕС вовсе не хочет полностью лишаться своего влияния на ситуацию в крупном соседнем государстве, а потому не прочь поискать какую-либо альтернативу нудным и безрезультатным переговорам о вступлении.

Брюссельский «мозговой трест» «Брейгель» уже обрисовал такую модель, хотя и весьма грубыми мазками. Для неё предлагают название «континентальное партнёрство». Цель в том, чтобы поддерживать тесные экономические отношения, но избегать того тесного политического взаимодействия, как при полном участии в ЕС.

Предполагается, что страны вроде Британии и Турции смогут через такой механизм в широкой мере пользоваться выгодами свободного передвижения капиталов, товаров и услуг на внутреннем рынке Союза. Но о свободном передвижении людей европейские гуманисты предлагают забыть, равно как и об участии в принятии политических решений в ЕС. В такой интерпретации все это подозрительно напоминает банальную зону свободной торговли, причём с односторонними выгодами, сами догадайтесь для кого. Гунтрам Вольф, директор «Брейгеля», этого вовсе не скрывает: «В ЕС многие испытали бы облегчение, если бы партнерство с Турцией не предусматривало права свободного перемещения трудовых ресурсов». Вот и хорошо, все ясно, спасибо.

Надо заметить, что и председатель Европейской Комиссии Жан-Клод Юнкер, и канцлер ФРГ Ангела Меркель до сих пор к таким моделям относились негативно. Они хотели бы помешать созданию внутреннего рынка «а ля карт». Те, кто хочет получить свободный доступ к европейскому пирогу, должен, по их мнению, признавать все четыре свободы передвижения – капиталов, товаров, услуг и людей. А то что же это будут за европейские ценности, которые каждый трактует как ему удобно?

Но вот, скажем, президент австрийской палаты экономики Кристоф Ляйтль идёт ещё дальше. Он хотел бы интегрировать в такое партнёрство и Украину с Россией. «Тем самым мы поможем решить серьезный конфликт», – считает он.

Что ж, преимущества в таком подходе, несомненно, есть. Но только реализуема ли подобная задача? Нет сомнения, что восточно-европейские страны упрутся рогом, и до последнего будут противостоять любому подключению России к более тесному сотрудничеству с ЕС. Да и сама Москва больше не согласится играть роль терпеливого и послушного ученика, которому из года в год будут объяснять, откуда ноги растут. К тому же Брюссель, увы, мало подходит сейчас на роль всезнающего господина учителя. Нет ни малейших сомнений, что в представлении европейцев все должно свестись к тому, чтобы нормы и правила ЕС стали общими для всех, но вырабатывали их только те, которые «почище-с», а все остальные послушно исполняли.

Андрей НИЖЕГОРОДЦЕВ

№11(115), 2016