Главная > Финансы & банки > Экономика > Еврокомиссия меняет курс?

Еврокомиссия меняет курс?

2-ekonom
image_pdfimage_print

Настоящая революция случилась в головах чиновников Европейской Комиссии. Они подготовили документ, определяющий экономическую политику еврозоны, в котором впервые за долгие годы отошли от абсолютизации догмы политики жесткой экономии.

«Я не фанатик жесткой экономии», – так прокомментировал этот документ председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер.

Революционной стала рекомендация позволить себе бюджетное стимулирование экономического развития в размере 0,5% ВВП, что примерно равно дополнительным расходам 50 миллиардов евро. Стимулирование может принимать форму прямых бюджетных ассигнований или сокращения налогов, однако позволить его могут не все.

По сути, такой финансовый маневр доступен, по мнению Брюсселя, только Германии и Нидерландам, которые соблюдают положенные бюджетные критерии и располагают дополнительными государственными ресурсами. В случае с Германией говорится также об излишках, полученных за счет позитивного сальдо торгового баланса.

Европейский пакт стабильности и роста, который служит теоретической базой для евро, предполагает, что бюджетный дефицит не должен превышать 3% ВВП, а государственный долг оставаться ниже 60% ВВП.

Ссылаясь на проведенные исследования, Еврокомиссия считает возможными дополнительные правительственные инвестиции, равные 1% ВВП в этих двух странах, что должно обернуться экономическим ростом на 1,1% в Германии и 0,9% в Нидерландах.

В целом Еврокомиссия разделила страны еврозоны на три большие группы. Первая, помимо упомянутых двух, включает также Люксембург, Словакию и Эстонию. Бюджеты этих стран полностью соответствуют установленным для еврозоны критериям.

Вторая группа объединяет тех, кто в целом соответствует этим критериям. В нее попали Австрия, Ирландия, Латвия, Мальта и Франция.

В третьей группе находятся потенциальные нарушители. К ним относятся Бельгия, Испания, Италия, Кипр, Литва, Португалия, Словения и Финляндия, которые становятся объектом особого контроля брюссельских чиновников.

Греция из этой классификации исключена, поскольку для нее действует отдельная программа санации экономики.

Позволение отхода от бюджетной ортодоксальности, которой еврозона следовала с 2008 года, косвенно свидетельствует об определенном уровне отчаяния в коридорах Еврокомиссии. Несмотря на предпринимаемые классические усилия по преодолению последствий глобального экономического кризиса, обеспечить сколько-нибудь существенный рост так и не удалось. Показательно, что наибольших успехов добилась за последний год Испания, которая действовала вопреки брюссельским установкам, стимулируя рост. При этом, напомним, все это время она была без правительства, только с исполняющими обязанности министрами, причем, принадлежавшими к лагерю правых политических сил, которые по определению не должны идти на подобные бюджетные вольности. Но это – к слову… Португалия также принимала сходные меры, хотя в более скромных масштабах и, соответственно, с более скромными результатами.

Оправдывая проведенную революцию, пусть и микроскопическую по размерам, зато весьма показательную, Еврокомиссия отметила, что в еврозоне «оживление экономической активности продолжается, но оно остается очень хрупким». Она также настаивает на необходимости сохранения налоговой дисциплины и сбалансированной экономической политики, чтобы процессы не вышли из-под контроля. А Испании и Португалии грозит наказаниями в будущем, если они не вернутся в строй, хотя пока закрывает на это глаза, ограничиваясь словесными предупреждениями.

Произошедший сдвиг можно считать успехом для Италии, которая все эти годы больше других публично требовала пересмотра официального курса Еврокомиссии на жесткую экономию, переориентации приоритетов с бюджетной дисциплины на экономическое развитие. В актив себе она сейчас может записать полученную из Брюсселя индульгенцию на дополнительные траты по двум статьям: на содержание беженцев, большая часть которых проходит именно через Апеннинский полуостров, и на преодоление серии разрушительных землетрясений, ударивших в последние недели по центральным областям страны.

Валерий ВАСИЛЬЕВСКИЙ

№11(115), 2016