Свет в конце тоннеля, или ожидания опять подведут?


Эксперты надеются, что в странах зоны евро пик инфляции пройден минувшим летом, когда в июле этот показатель составил 4,1% в годовом исчислении. Это в два с лишним раза превышает предельно допустимый уровень для стран, которые переходят на единую европейскую валюту!

К инфляционному давлению добавляются и признаки экономического застоя, тревожные настроения предпринимателей и возобновление роста безработицы, что отмечено в мае впервые за 4 года. До сих пор ЕС держался лучше США под ударами глобальных экономических потрясений. С начала 2008 года темпы роста ВВП зоны евро замедляются – с 0,5% в первом квартале до 0,3% во втором. Многие специалисты не исключают возможного спада, который они называют техническим. Для этого надо, чтобы два квартала подряд ВВП сокращался.

Некоторые признаки позволяют экономистам предполагать, что экономику Старого Света спад может миновать. Сырьевые товары, прежде всего энергоресурсы, остановили бешеную скачку и стали дешеветь, доллар укрепляется за счет евро (этому рады ориентированные на экспорт предприятия в Германии и Италии), призрак глобального замедления темпов экономического роста отодвигается. У Европейского центрального банка появляется возможность для маневра.

Вместе с тем нынешняя напряженность на экономическом фронте выявила новую особенность зоны евро. Финансовые интересы входящих в нее стран расходятся, подрывая возможность для единого финансового маневра в интересах всех участников. Проблемы одной группы побуждают к снижению банковских учетных ставок ЕЦБ, другой – к сохранению нынешнего уровня.

Поясним на конкретных примерах. Испания и Ирландия за последние полтора десятилетия подтянули свой уровень жизни до Германии и Франции. Во многом это связано со строительным бумом, поощрявшимся дешевым кредитом и быстрым ростом заработков. В это же время в Германии и Франции экономика топталась на месте, в частности, из-за застоя внутреннего спроса и доходов населения. Теперь на фоне обвала американского ипотечного рынка и сопряженных явлений испанцы и ирландцы попали в сложное положение, тогда как, например, немцы с их более низкими темпами роста заработков оказались более конкурентоспособными. Следовательно, в интересах испано-ирландской пары ЕЦБ должен был бы снизить стоимость кредита, но он поступил наоборот, что больше соответствует потребностям пары второй. Испания, развивавшаяся по американской модели и больше импортировавшая, чем производившая, столкнулась с Германией, которая сохраняет профицит торгового баланса и ориентирована на экспорт.

Парижская газета «Монд» так описывает позиции стран ЕС в условиях нынешних экономических трудностей: «В Берлине правительство отмечает, что экономические слабости стран Союза имеют разную природу и подход к ним должен быть разным. За Рейном нет никаких следов кризиса с недвижимостью в отличие от Испании и Великобритании. В Риме не видно признаков тревоги в связи со спадом, пришедшим на порог европейских стран». Что это – новые долгосрочные тенденции или проявления временного сбоя?

Светлана ФИРСОВА

№8-9(25), 2008