Ода равноправию,


или Почему политики России и ЕС живут в разных измерениях

Вслед за нашим любимым поэтом А.С.Пушкиным хочется воскликнуть «Ужасный век, ужасные сердца»! Неужели опять надо доказывать, что разрастающийся конфликт между Брюсселем и Москвой, на который сделали ставку лидеры Европейского Союза и ведущих государств-членов, наносит ущерб обеим сторонам, ослабляет их, лишает преимуществ сотрудничества? Неужели непонятно, что нормальные отношения между двумя половинками Европы могут строиться только на основе равноправия, взаимного уважения и отказа от любых попыток поставить себя выше партнера!

Увы, непонятно. Значит, мы вновь обречены доказывать очевидные истины, пытаясь достучаться до сердца и разума простого обывателя, экспертов, политической элиты стран ЕС (см. «Возможно ли равноправие в отношениях между Россией и Европейским Союзом?», №10(114), 2016). По сути, речь идет о той же просветительской работе, которой занимались лучшие представители славянофильства и первые евразийцы. Они писали, что, живя в Британии, Франции, Италии или где-то ещё наталкиваются на стену непонимания, стараясь убедить собеседников в, казалось бы, элементарных вещах.

 

Коротко о прописных истинах

Что нет высших культур и низших. Все народы равны и вносят вклад в общую копилку человеческой цивилизации. Что история и прогресс не являются линейным процессом. Они не движение от одной ступеньки эволюции к другой по лестнице, на вершине которой стоит западный мир. Китайцы это сейчас блестяще доказали. А до этого, сломав хребет нацистской гидре во Второй мировой войне, – Советский Союз.

Однополярный мир никогда не существовал. Это фантазии западных политиков и политологов, под гипнотическое марево которых на время подпали все остальные. Многосторонность, на которой зиждется мироустройство, о котором договорились державы-победители после разгрома фашистской Германии и японского милитаризма, никуда не исчезала. Как раньше, так и сейчас катехизисом международного общения являются Устав ООН и полностью коррелирующее с ним международное право. В соответствии с ними высшими нравственными, политическими, императивными ценностями являются равноправное сотрудничество, самоопределение, невмешательство и неприменение силы. Приверженность им ни на секунду не должна ставиться под сомнение.

Гарантом такого мироустройства выступает Совет Безопасности ООН. На него возложена особая ответственность за поддержание международного мира и безопасности, и соблюдение базовых требований международного права и морали. В качестве постоянных членов СБ ООН Россия и Китай от неё никогда не отказывались. Без Москвы, Пекина или их обоих никакие законные решения, имеющие судьбоносное значение для мировой политики и кризисного регулирования, остальные члены Совбеза, в том числе ни США, ни Франция и Великобритания в любой комбинации провести не могут.

 

Вечно меняющийся и восстанавливающийся баланс сил в мире

С начала 1990-х годов на два коротких десятилетия сложившийся ранее баланс сил в мире рухнул. Россия, ослабленная и дезориентированная, только осваивалась на международной арене и в мировой экономике в качестве самостоятельного независимого игрока. Китай предпочитал держать «низкий профиль» и ни во что не вмешиваться, дабы не навредить ускоренному экономическому возрождению и превращению в державу первой величины.

Власть, влияние, ресурсы сконцентрировались в руках одной единственной оставшейся сверхдержавы – США, в какой-то степени США и ЕС. Временно возник беспрецедентный перекос, дисбаланс сил, который некоторые поспешили провозгласить новой константой, чем-то навсегда заданным.

Исходя из этого, вместо того, чтобы использовать уникальную ситуацию на пользу всем для улаживания конфликтов, повышения уровня международной стабильности и управляемости глобальных процессов, США и ЕС постарались лишь зафиксировать своё доминирование. Они предприняли попытку присвоить себе, вопреки духу и букве действующего международного права, главенствующее положение в мире и право всех учить. Вмешиваться во внутренние дела государств. Устанавливать свой порядок.

Из этого ничего не вышло. Подобные притязания вызвали растущее сопротивление. Мироустройство, основанное на императивных принципах международного права и особой роли СБ ООН, а соответственно и России вместе с Китаем, выстояло. И сейчас равноправное сотрудничество государств является базовым требованием современной жизни.

Поэтому никак иначе, нежели на основе равноправия, отношения между ЕС и России строиться не могут и не должны.

 

Надуманные и необоснованные претензии

Все представления, они же сказочки, о том, что ЕС чему-то учит Россию, наставляет, подтягивает к своему уровню, выступает по отношению к Москве суровым ментором, помогает войти в мировую экономику, приглашает заимствовать в своё внутреннее законодательство правовые достижения интеграционного объединения, имели хотя бы какое-то обоснование в самом начале 1990-х годов. Тогда Россия строила новую политическую систему и пыталась адаптироваться к работе в новой для неё рыночной экономике.

Но не сейчас. Когда в США развернулась самая «грязная» в истории президентская гонка, а ЕС судорожно пытается противостоять всем посыпавшимся на него кризисам. Когда Россия взвалила на свои плечи настоящее, а не показное лидерство в борьбе с международным терроризмом. Китай начинает обгонять США и ЕС по некоторым параметрам экономического развития. Россия и Китай создали свои собственные влиятельные международные институты, призванные стабилизировать мировую политику и экономику, укрепить их, перевести на отстаиваемые нами рельсы инклюзивности, равноправия, добрососедства и взаимной выгоды.

 

Обоснованные требования

Какого равноправия требует Россия от ЕС? Ответ очевиден. Равноправия в построении системы безопасности в Европе и евроатлантике, приведения её в соответствие с предписаниями ОБСЕ о неделимой безопасности.

Равноправия в формировании общего экономического пространства на просторах Евразии, частью которого стали бы Россия, ЕС, третьи европейские, евразийские и азиатские страны, что сделало бы ненужным выбирать одних партнеров в ущерб другим.

Равноправия в нормотворчестве и нормоустанавливающей сфере, означающего, что все и любые стандарты должны разрабатываться и утверждаться совместно и получать то толкование, которое разделяют все стороны, а не какая-то одна.

Равноправия в области информации, равнозначного немедленному прекращению медийной войны против России и Китая, других самостоятельно игроков на международной арене.

И, конечно же, признания практики односторонних санкций и ограничений не только контрпродуктивной, но и тем, что она есть на самом деле – незаконной, нелегитимной и аморальной.

© Марк ЭНТИН,
профессор МГИМО МИД России,

Екатерина ЭНТИНА,
доцент НИУ ВШЭ