Главная > Дневник событий > Политика > Венгрия: урок несостоявшегося референдума

Венгрия: урок несостоявшегося референдума

a
image_pdfimage_print

Плебисцит в Венгрии, посвящённый иммиграционной политике Европейского Союза, сочтён недействительным из-за недостаточной явки (к урнам 2 октября пришли чуть больше 40% избирателей, тогда как в некоторых странах ЕС для проведения выборов достаточно и трети участников). Однако это событие стало чётким сигналом Брюсселю, и оно ещё долго будет оказывать влияние на его стратегию и тактику в решении самой актуальной проблемы.

Невозможно игнорировать само это событие – очевидный вызов курсу канцлера ФРГ Ангелы Меркель, а также то, что против распределения мигрантов и беженцев по квотам выступили 98% откликнувшихся на призыв консервативного правительства. К тому же в голосовании приняли участие свыше трёх миллионов человек – больше, чем в своё время при одобрении вступления этой страны в ЕС!

Брюссельскую бюрократию вряд ли может успокоить тот факт, что Венгрия – не только небольшая, но и «специфическая» страна: её население весьма однородное, да и язык специфический, трудный для иностранцев. К тому же ещё недавно она подвергалась особенно мощному, хотя и транзитному нашествию с юга…

Хотя венгерская оппозиция считает провал референдума поражением политики премьер-министра Виктора Орбана и возглавляемой им партии Фидес, глава правительства намерен добиться внесения в конституцию поправки, которая позволяла бы не Европейской Комиссии, а парламенту Венгрии на законном основании определять внутреннюю миграционную политику. Судя по настроениям в обществе, это вполне реально, а значит, усиление противостояния Будапешта и Брюсселя неизбежно.

Любопытная деталь, на которую мало кто из западных аналитиков обратил внимание: в начале сентября, перед Братиславским саммитом ЕС (см. «Саммит ЕС: отряд не заметил потери бойца?», №7-8(112), 2016) и незадолго до венгерского референдума, в польском местечке Крыница состоялся ежегодный экономический форум, известный как «Восточный Давос». В нем участвовали главы правительств Польши, Чехии, Словакии и Венгрии, которые провозгласили В.Орбана «Человеком года»! Но главной целью встречи, очевидно, было продемонстрировать остальным партнёрам по ЕС единство интересов «Вышеградской группы». В первую очередь – в области миграционной политики, хотя Польша и согласилась ранее на принятие мигрантов по выделенной ей квоте.

«Вышеградская группа» всё громче настаивает на том, что ЕС должен представлять собой единый рынок при сохранении национальных суверенитетов входящих в него государств, без какой-либо политической интеграции. Если восточноевропейские страны посылают Брюсселю чёткий сигнал о новой европейской идее, то лидеры ведущих игроков в Союзе пока хранят молчание по поводу того, каким они хотели бы видеть объединённую Европу - хотя бы в ближайшем будущем.

Сергей ИЛЬИН
№9(113), 2016