«Большая пятерка» и финансовый кризис


Надвигающиеся на международные финансы и экономику тучи обсудили в непривычном формате некоторые лидеры стран ЕС в Лондоне.

Инициатором этой встречи стал британский премьер-министр Гордон Браун, который тем самым решил публично обозначить свою приверженность европейской идее, в чем ранее особенно замечен не был. Он пригласил в свою резиденцию на Даунинг-стрит, 10 канцлера Германии Ангелу Меркель, президента Франции Никола Саркози, подавшего в отставку председателя Совета министров Италии Романо Проди и председателя Европейской Комиссии Жозе Мануэла Дурана Баррозу. Получилась своего рода директория в составе лидеров ведущих стран ЕС. Возможно, на это объективно подталкивает растущая неуправляемость бесконечно расширяющегося Союза…

Первоначально планировалось ограничиться тремя участниками – представителями Великобритании, Германии и Франции. Потом попросились итальянцы, потом – руководитель Комиссии. Но остались и обиженные, например, Испания…

Удалось ли «пятерке» за закрытыми дверями принять принципиальные решения о том, как действовать в условиях усложняющейся финансово-экономической конъюнктуры? Если судить по публичным высказываниям участников переговоров, то конкретных решений нет, они ограничились декларациями.

«Мы согласны в том, что основы европейской экономики остаются здоровыми, мы привержены идее тесного сотрудничества с целью сохранения экономической стабильности, углубления и усиления глубоких экономических реформ и поддержки предприятий, – говорится в итоговом заявлении, которое огласил Г. Браун. – Мы согласны в том, что в нынешний период глобальной неуверенности необходимо показать нашу приверженность открытой экономике».

Обратило на себя внимание высказывание Н.Саркози, которого просили дать оценку скандалу, в центре которого оказалось одно из крупнейших финансовых учреждений Франции и Европы – банк «Сосьете Женераль». «Нам необходим капитализм предпринимателей, а не спекулянтов, – так сформулировал свою мысль глава французского государства. – Мы не можем мириться с тем, чтобы отсутствие прозрачности сказывалось на темпах экономического роста».

По оценке многих наблюдателей, именно слово «прозрачность» стало ключевым в ходе лондонской встречи. Руководители четырех стран и Европейской Комиссии призвали к прозрачности всех составляющих финансово-экономической игры – от бирж и банков до рейтинговых агентств и международных организаций вроде Международного валютного фонда.

Андрей СЕМИРЕНКО

№2(19), 2008