Положение в ЕС: чего боятся в Брюсселе


Брюссельские еврочиновники испытывают в последнее время постоянные стрессы: одна напасть сменяется другой. Если говорить о внутренних проблемах этого объединения, то нынешний осенний сезон выдвигает две темы: проблему мигрантов и связанный с ней рост влияния альтернативных политических течений разного толка; проблему политического лидерства в ЕС. Обе темы прямо связаны в первую очередь с Германией.

Недавние земельные выборы в восточногерманской земле Мекленбург – Передняя Померания показали стремительный взлёт партии «Альтернатива для Германии» и головокружительное падение христианских демократов на политической родине канцлера Ангелы Меркель. Проблема иммигрантов – катализатор таких политических настроений. (см. «Германия: осень бундесканцлерин»).

Несмотря на очередную чёрную метку, ни в Берлине, ни в Брюсселе не видят альтернативы нынешнему курсу в отношении беженцев и мигрантов. Запретительных мер не планируется, продолжатся усилия по выполнению в каком-то виде договорённостей с Турцией, призванных остановить в этой стране часть потока; инвестиции в страны, откуда происходит большинство мигрантов; перераспределение внутри ЕС тех, кто туда уже пробрался. Но тональность должностных лиц в столице Евросоюза отражает отсутствие уверенности в том, что проводимый курс правильный и эффективный.

Очередных ударов Брюссель ожидает от перевыборов президента в Австрии и от референдума по беженцам в Венгрии. Читателю уже известны их результаты, которых ещё нет в момент, когда пишутся эти строки, но имеющиеся прогнозы не оптимистичны для сторонников официальной брюссельской линии.

Напомним контекст этих голосований. Австрийцев призывают к урнам после того, как предыдущее результаты президентских выборов были аннулированы. Выяснилось, что тогда победа «зелёного» кандидата над националистом, высказывающимся против притока иммигрантов и против Евросоюза, была достигнута с нарушениями. Вслух об этом говорить неприлично, но итоги выборов, возможно, подогнали под нужный результат, чтобы не допустить в президентское кресло неугодного кандидата.

В Венгрии премьер-министр Виктор Орбан проводит референдум, на котором приглашает соотечественников высказаться «за» или «против» политики Еврокомиссии по распределению прибывших беженцев и мигрантов. Глава правительства призывает отклонить этот курс. Если обобщать его подход неполиткорректно, то это выглядит примерно так: этих людей звала Германия, а не мы, вот пусть она с ними и разбирается, а нам они не нужны.

Брюссель ранее получил оплеухи по итогам голосований избирателей разных стран ЕС – череда успехов альтернативщиков на земельных выборах в Германии, отказ голландцев ратифицировать соглашение об ассоциации с Украиной и, наконец, «Брекзит»… Так мы плавно подходим к проблеме лидерства в Евросоюзе.

Ангела Меркель остаётся вождем самой влиятельной страны этого объединения, её роль только упрочится после выхода Великобритании. Но популярность канцлера падает. Станет она баллотироваться на очередной срок в будущем году? Уйдёт ли добровольно с политического корабля, не дожидаясь, что её высадят избиратели? Если она всё же снова победит, то насколько прочным будет её большинство? Возможные перемены в Берлине и изменение там соотношения политических сил прямо скажутся на внутреннем равновесии в ЕС.

В свете «Брекзита» кроме Германии единственными влиятельными игроками на евросоюзовской площадке остаются Франция и Италия. В 2017 году французы должны избирать президента, нынешний глава государства Франсуа Олланд, несмотря на провальные итоги его правления, хотел бы остаться на следующий срок. Как это ни парадоксально, но у него есть шанс, однако не за счёт собственных достоинств, а из-за особенностей внутриполитического расклада и потенциала других претендентов. Если переизбрание случится, то в Париже опять окажется слабый президент, который не сможет отыграть для Франции даже часть её прежних лидерских позиций в ЕС. Да и другие потенциальные победители далеки от масштабов личности прежних обитателей Елисейского дворца.

В Италии у премьер-министра Маттео Ренци дела обстоят немного лучше, но предстоящий в ноябре референдум по предложенным им политическим реформам он может и не выиграть. В случае поражения он обещал уйти в отставку, сейчас глава правительства менее категоричен, но из этого испытания он вряд ли выйдет окрепшим.

Если же взять следующие по численности населения (теоретически и по своему «весу») страны ЕС – Испанию, Польшу и Румынию, то ясно, что их даже теоретически и гипотетически нельзя рассматривать в качестве претендентов на особое политическое влияние в нынешних условиях. Евросоюз движется в неизвестность, да к тому же и без очевидных лидеров, способных твёрдо держать штурвал на капитанском мостике.

Валерий ВАСИЛЬЕВСКИЙ