ТТИП похоронена? Да здравствует СТУ!


Не успели утихнуть восторги по поводу, что переговоры по созданию Трансатлантического торгового и инвестиционного партнёрства (ТТИП) между США и ЕС приостановлены, а то и вовсе прекращены, как стало известно о новой напасти.

Напомним, что обсуждавшийся в глубокой тайне проект был официально призван облегчить торговлю и экономическое сотрудничество по обе стороны Северной Атлантики, но ценой отказа европейских государств от экономического суверенитета в пользу крупных, преимущественно американских корпораций.

Однако радость оказалась преждевременной. Оказывается, уже полтора года ведутся ещё более засекреченные переговоры о выработке Соглашения о торговле услугами (по-английски Trade in Services Agreement, TISA). Он призван стать не американо-есовским, а глобальным, но исключающим Китай и Россию, и продвигается рядом крупнейших американских корпораций – «Майкрософт», Ай-Би-Эм, «Уолмарт», «Ситигруп», «Уолт Дисней» и так далее.

Официальные структуры заинтересованных правительств отделываются общими словами, когда журналисты задают им вопросы об этом проекте, говоря об амбициозных целях и об отсутствии угроз. А на сайте Еврокомиссии говорится, что обсуждаемый документ призван «облегчить торговлю услугами», тогда как «открытие рынков услуг означает экономический рост и новые рабочие места».

Однако общественная организация «Глобал джастис нау», которая и привлекла внимание к этой проблеме, обращает внимание на большие риски для сферы услуг и даже для государственного суверенитета.

По её оценке, суть проекта угрожает существованию государственных, общественных услуг, даже самому этому понятию, открывает дорогу тотальной приватизации этой сферы. В конечном итоге, считает она, это приведёт к потере возможности регулирования всей сферы услуг – от финансов и общественного транспорта до здравоохранения, образования или водоснабжения. Разработчики Соглашения о торговле услугами (СТУ) высказываются за тотальную приватизацию этой сферы, при которой государство должно отойти в сторону и пустить в неё частные корпорации. По сути, это означает полную потерю правительствами контроля над экономической политикой в целом.

Обсуждаемые положения этого документа предусматривают также, что приватизация этой сферы необратима: ренационализировать ту или иную отрасль уже будет нельзя. При этом иностранные компании в конкретной стране не должны получать худшие условия для доступа на этот рынок, чем местные, что означает возможность доминирования для более сильных американских корпораций. В качестве реальной перспективы рассматривается, например, электроэнергетика, где в итоге таких мер господствовать будет горстка гигантов на полностью нерегулируемых рынках. На них правительства не смогут даже устанавливать правила справедливой конкуренции или требовать оказание хотя бы базовых услуг.

Любопытная участь уготована трудовым мигрантам. Их предлагается перевести в категорию «независимых поставщиков услуг». За этой изящной формулировкой скрывается жестокая социальная реальность. На этих людей не предполагается распространять действие местного социального законодательства, например, положения о размере минимальной заработной платы, им будет запрещено вступать в профсоюзы и другие объединения работников. При этом их пребывание в другой стране должно быть связано с наличием работы: потерял место – будешь депортирован, что открывает путь к многочисленным злоупотреблениям. Сравнимая практика уже существует в некоторых нефтяных монархиях Персидского залива, которые постоянно критикуют за почти рабские условия труда.

Другая группа рисков связана с финансовым регулированием, точнее, с перспективой потери возможности такого регулирования.

В 2008 году в США разразился экономический кризис, быстро ставший глобальным. Он пришёл из торговли недвижимостью, в которой использовались очень сложные финансовые инструменты, проявившие в тот момент свою полную несостоятельность и необеспеченность. Чтобы ограничить масштабы катастрофы, американские власти приняли тогда ряд мер, в том числе, в области финансового регулирования, с помощью которых кое-как притормозили кризис. Существуй тогда СТУ, эти меры были бы невозможны: игроки на финансовом рынке должны иметь право «предлагать любые новые финансовые услуги», поэтому правительства не смогут устанавливать правила игры в этой сфере, следовательно, окажутся бессильными в случае повторения событий 2008 года.

Риски подстерегают в проекте СТУ буквально повсюду. Соглашение сделает практически невозможными меры по борьбе с климатическими изменениями, обеспечение конфиденциальности персональных данных – разработчики говорят о необходимости это обеспечить, но не предусматривают необходимых механизмов…

Вокруг этой проблемы разворачивается новая схватка с неясным результатом. А если и эту напасть удастся отвести, то где гарантия, что за плотно закрытыми дверями уже не начали обсуждать ещё какую-то новую идею по демонтажу государств и их замене частными корпорациями?

Андрей СЕМИРЕНКО