Евросоюз может не пустить Россию в ВТО


По информации из американского государственного департамента, радужные перспективы скорого вступления России в ВТО, обрисованные российским министром Германом Грефом, в действительности разрисованы им с умыслом, чтобы скрыть правду. Правда в том, что ЕС еще не снял всех возражений и не добился от России выполнения всех своих предварительных требований.

Как поведал анонимный источник в Вашингтоне, «непонятно, почему русские продолжают уверять нас в выполнении условий и графика переговоров с европейцами о вступлении России в ВТО. Представители европейских и других стран уже говорят нам: Белый дом подписал с Кремлем двусторонний протокол о вступлении в ВТО, исполнив роль хорошего парня, а нам оставил играть в плохих ребят. В конце концов, европейцы не пустят Москву в ВТО, и мы ничего с этим сделать не сможем».

Насколько реально плохи наши отношения с ближайшими соседями по общему европейскому дому? Прошу высказать свое мнение видного эксперта, руководителя Центра исследований европейской интеграции в Институте Европы РАН, профессора Юрия Борко:  

– Отношения между Россией и Европейским Союзом складываются весьма противоречиво. С одной стороны, масштабы практического сотрудничества растут. Еще четыре года назад Россия была на шестом месте в числе торгово-экономических партнеров ЕС, сегодня – вышла на третью позицию, уступая только США и Китаю, правда, значительно. В иностранных инвестициях, которые в 2006 году составили, по разным подсчетам, от 14 до 20 миллиардов долларов, 80% – из Европы. Это деньги из стран ЕС, Швейцарии, а также возврат российских капиталов. Приходят крупные западноевропейские компании, часто в роли стратегических партнеров, притом устремлены они не только в добывающую, но и обрабатывающую промышленность. Так же интенсивно развиваются связи с области науки, образования, культуры.

Однако на таком вроде бы благоприятном фоне политического партнерства не складывается, притом на высшем уровне – с той же Европейской Комиссией. Разногласия касаются именно стратегических вопросов. Можно назвать три основных расхождения в позициях. Первое: энергетическое сотрудничество, вышедшее сейчас на первый план. Евросоюз добивается от России либерализации внутреннего энергетического рынка, хотя он не в полной мере либерализован в самом Союзе. Общий язык до сих пор не найден.

Второе: отношения ЕС с государствами на постсоветском пространстве – нам не нравится экспансия Союза в этот регион и его политика «перетягивания каната», сводящаяся к тому, чье влияние пересилит. Требуются компромиссы. На мой взгляд, в этом случае нужно строить отношения на трехсторонней основе.

Наконец, третье: Союзу не нравится то, как сейчас развивается наша политическая система. Но построить демократию как песочные кораблики вдоль берега реки невозможно. Это длительный процесс. Сама Европа проходила его с потом и кровью. Да и не на протяжении десятилетий, а в течение двух последних веков. Во многих странах ЕС демократия возобладала только после Второй мировой войны, включая Германию, Италию и ряд других. Поэтому ставить партнерство в зависимость от того, какого уровня демократии достигла Россия, на наш взгляд, непродуктивно и неприемлемо.

В конечном итоге, добавил в нашей беседе профессор Юрий Борко, никуда не деться от переговоров – России и Евросоюзу искать точки соприкосновения интересов все равно придется.

Владимир МИХЕЕВ

№4(10), 2007