«Диалог-Доверие-Дело»


Именно эти три слова стали девизом российско-германской Логистической конференции, прошедшей в Москве в феврале этого года. Эксперты и работники отрасли из двух стран обсудили основные экономические, финансовые, правовые и стратегические аспекты развития логистики в России.

Организатором конференции стали российская Евроазиатская Логистическая Ассоциация (ЕАЛА) и германской Федеральный союз логистических компаний (BVL). По мнению председателя Наблюдательного Совета ЕАЛА Рашада Гусейнова, диалог получился успешным.

По его мнению, немецкие логистики заинтересованы в том, чтобы прийти на российский рынок. А поскольку именно они лидируют в развитии этой отрасли в Европе, то их российские коллеги, развивая новые товаропроводящие сети, могли бы успешно использовать немецкие технологии и инвестиции. Они стали бы прекрасным подспорьем, ведь уже сейчас рынок логистических услуг в России растет весьма высокими темпами – в различных секторах они составляют от 18 до 30%.

«По нашим оценкам, при надлежащем развитии логистической инфраструктуры в России, на обслуживании импортно-экспортного и транзитного грузопотока можно зарабатывать около 120 миллиардов евро в год. Эта сумма вполне сопоставима с доходами РФ от нефти и газа», – уверен Р.Гусейнов. Он привел также еще одну показательную цифру: снижение логистических издержек на 10% приводит к росту товарооборота на 50%!

«Нам удалось обсудить с немецкими коллегами один из важнейших проектов нашей Ассоциации – создание специализированной информационной базы обмена данными между логистами Европы и России. Мы хотели бы, чтобы любая российская логистическая компания после того, как она заявит о себе в информационном поле данной системы, смогла бы получать доступ к клиентуре в Германии. А немецкие логистические компании, в свою очередь, могли бы понять, с чьей помощью они смогут хранить, обрабатывать и перевозить грузы в России», – отметил Р.Гусейнов.

Сейчас, по его мнению, отношения сторон находятся на этапе «Диалог». «За ним, надеемся, последует «Доверие» – по мере того, как наши компании будут все ближе узнавать друг друга. И нет сомнений, что уже буквально на следующем подобном мероприятии мы увидим и конкретное «Дело»: реальные инвестиции в обслуживание грузопотоков, создание контейнерных поездов, морских линий и строительство новых логистических терминалов», – подчеркнул он.

Игорь Вилинов, генеральный директор АО «Новороссийский морской торговый порт» (НМТП):
– Наши германские коллеги, представляющие ведущую экономическую державу Европейского Союза и главного торгового партнера России, были весьма заинтересованы поближе познакомиться с тем, каковы нынешние возможности, а главное – перспективы развития логистических услуг в России.
Никто из профессионалов никогда не будет отрицать очевидного: минуя нашу страну эффективные цепочки поставок на евразийском пространстве организовать невозможно. Такова уж наша географическая особенность, которую мы просто обязаны преобразовать в естественное конкурентное преимущество. И от этого никто не останется в накладе – ни мы, ни наши зарубежные партнеры.
Уверен, что потенциальных зарубежных инвесторов заинтересовали проекты и программы, реализуемые в нашей стране на условиях государственно-частного партнерства.

– Ваш холдинг, конечно, сотрудничает с германскими коллегами. Как складывается это взаимодействие?
– Вы правы, с германским бизнесом мы работаем плотно. Хотя бы потому, что Новороссийск – южные морские ворота России, единственный универсальный глубоководный круглогодичный порт. К слову, холдинг НМТП победил в конкурсе за право провести строительство в Новороссийске первого в нашей стране комплексного транспортного узла, который будет иметь железнодорожную, автомобильную и логистическую составляющие. Цель – создание комплекса транспортных инфраструктурных объектов, позволяющих увеличить пропускную способность Новороссийского транспортного узла и автоматизация логистических процессов. Реализация этого проекта позволит увеличить грузооборот НМТП до 110 миллионов тонн в год.
Но наш холдинг – это не только Новороссийск. В состав НМТП входит и ООО «Балтийская стивидорная компания», действующая в Калининградской области – регионе, в котором за последние пять лет объем экспортно-импортных операций вырос в четыре раза.

– Основа холдинга НМТК – это перспективный транзитный пункт для грузов, идущих с Дальнего Востока через страны Средней Азии и далее в Европу. Каким видится Вам его будущее в этом отношении?
– Мощный рост экономики Китая, в том числе его западных регионов, уже сегодня вызывает необходимость доставлять на мировые рынки широкий спектр товаров. Понятно, что удобнее всего это сделать через Казахстан, который не случайно считают мостом между Китаем и Европой. Ныне объем транзита через эту республику достигает почти 10 миллионов тонн, а к 2015 году вырастет втрое. Так вот, Новороссийский порт намерен состязаться за то, чтобы большая часть этих грузов прошла именно через него. Привлечение на российские транспортные коммуникации всего лишь 5-7% от общего объема транзитных евроазиатских перевозок уже обеспечит рост ежегодных доходов отечественных транспортных и операторских компаний на 2-3 миллиарда долларов.
Каковы наши преимущества? При любом другом маршруте грузам придется преодолеть куда больше пограничных переходов, к тому же таможенный союз России и Казахстана дает возможность упростить процедуру и сократить время обработки.
Новороссийский транспортный узел находится на пересечении нескольких международных транспортных коридоров. А значит, нарастание транзитных грузопотоков просто не может обойти его стороной. К тому же для любой страны, по которой проходят подобные транспортные оси, это дает положительный эффект еще и потому, что способствует сближению уровней развития транзитных регионов и их эффективной экономической специализации.

Андрей ГОРЮХИН

№3(9), 2007