Главная > Актуально > Саммит ЕС: отряд не заметил потери бойца?

Саммит ЕС: отряд не заметил потери бойца?

actual_09_19__
image_pdfimage_print

Неформальная встреча лидеров Европейского Союза в тихой и скромной Братиславе преподносилась Брюсселем как решающий саммит для будущего этого интеграционного объединения: он впервые проходил без британского премьер-министра, в условиях глубокого институционального кризиса, переживаемого после «Брекзита».

Свидание в словацкой столице было призвано сгладить противоречия в Европейском Совете, который всё более очевидно раскалывается на три группы партнёров с различными приоритетами. Это государства-основатели ЕС, восточноевропейские страны и страны Средиземноморья.

Как и ожидалось, участники саммита традиционно попытались сделать упор на том, что больше всего объединяет членов Союза. А это – проблема безопасности, во многом вызванная миграционным кризисом, по которому как раз и существуют самые глубокие расхождения. Результат заседания был предсказуемым: удалось договориться о дальнейшем наращивании шагов по укреплению общеевропейских границ и в направлении более тесного сотрудничества в области обороны.

Усиление военной мощи – давняя задача Брюсселя, заблокировать решение которой раньше мог Лондон. «Двигателем Евросоюза теперь стал страх», – такой вывод делают многие аналитики. Руководители теперь уже «двадцати семи» боятся не только новых вылазок террористов, но и вполне реальной потери своих высоких постов в пользу вождей ультраправых и ксенофобских сил.

В Братиславе в очередной раз решающую роль сыграла «германо-французская ось», попытавшаяся по возможности «склеить разбитые горшки». Хотя политические позиции канцлера Германии Ангелы Меркель и президента Франции Франсуа Олланда в их странах слабеют буквально на глазах, в ЕС, тем не менее, на их влиянии и авторитете держится очень многое. В ответ на предложение представителей Вышеградской группы сообща защищать христианство, А.Меркель ввела принцип разделяемых ценностей, а Ф.Олланд успокаивал, как мог, коллег из страдающих от жёсткой экономии средиземноморских стран. В столице Словакии прозвучали даже призывы вернуться к старому доброму Римскому договору, который отводил Европейской Комиссии роль координатора, лишённого права проявлять инициативу во внутренней и внешней политике… «Мне никогда ещё не доводилось видеть так мало общего для взаимопонимания государств», – с горечью признал председатель этого исполнительного органа ЕС Жан-Клод Юнкер.

Однако на неформальном саммите всё-таки удалось достичь трёх соглашений, важнейшее из которых – удвоение так называемого инвестиционного фонда Юнкера на развитие экономики и занятости. В течение шести лет планируется израсходовать на эти цели 630 миллиардов евро, и с помощью этой огромной суммы оживить весь «европейский проект». Второе – реформирование Шенгенского соглашения для введения систематического полицейского контроля на въезде и выезде в странах шенгенской зоны. Третья договоренность – развертывание уже в октябре европейских пограничных подразделений в Болгарии, у границы с Турцией.

И всё-таки главным достижением встречи европейских лидеров можно, пожалуй, считать то, что они «не заметили потери бойца», да ещё такого корпулентного, как Великобритания. Или умело сделали вид, что не заметили.

Александр СОКОЛОВ

№7-8(112), 2016
Записи рубрики "На мой взгляд"