«Зеленый свет» дают инвестициям в России многие германские фирмы


Уже несколько лет германский бизнес демонстрирует в России весьма заметную активность. Причем, речь идет не только о крупных концернах, оперирующих сотнями миллионов евро, но и о компаниях, относящихся по брюссельской классификации к средним и даже мелким предприятиям. А ведь именно они с многих точек зрения могут считаться становым хребтом германской экономики.*1

Чем же привлекает деловых людей из ФРГ российский рынок? Как они оценивают условия ведения бизнеса в России и перспективы развития своего дела за тысячи километров от родных мест? Ответы на эти вопросы получены в ходе опроса, который провел Восточный комитет немецкой экономики среди компаний, активно работающих в России.

Свыше 75% опрошенных отметили, что оценивают положение своих компаний как хорошее или очень хорошее. Согласитесь, весьма впечатляющая цифра.

Однако еще больше набралось тех, кто в уходящем году может констатировать улучшение делового климата в России – 86%! Причем, более половины этой группы оценивают происшедшие улучшения как значительные. Но это, как говорится, дело прошлое. А будущее представляется опрошенным германским промышленникам еще более привлекательным: 97% из них уверены, что произойдут дальнейшие улучшения условий их работы в России, а 50% даже убеждены, что они будут весьма заметными. Видимо, поэтому более 73% германских фирм, действующих на российском рынке, намерены в следующем году увеличить число занятых.

Теперь о важнейших с точки зрения германского бизнеса преимуществах российского рынка. Все они с удовлетворением отмечают, что покупательная способность российских потребителей неуклонно возрастает, а вместе с ней растет и спрос, причем весьма заметно. Также привлекает хорошая квалификация трудовых ресурсов. Многие говорят, что комфортные условия работы создает относительно невысокая конкуренция со стороны как зарубежных, так и российских коллег.

Этот позитивный подход получил и свое цифровое выражение: половина опрошенных планирует в наступающем году продолжать вкладывать деньги в развитие своего бизнеса в России. Причем общий итог весьма весом – 1,9 миллиарда евро! Конечно, для каждой конкретной фирмы показатели варьируются весьма значительно – от 10 тысяч евро до многих сотен миллионов.

«В минувшем году Россия вновь смогла улучшить свою репутацию привлекательного места для развития промышленности. Экономическое развитие страны приковывает к себе внимание иностранных инвесторов. Этому же способствует и необходимость срочной модернизации производственной базы, дающая особо значительные шансы средним предприятиям Германии. Объем германо-российской торговли, согласно нашим предположениям, вырастет в этом году на 32% и превысит 50 миллиардов евро, чего несколько лет назад никто не мог и предположить. Причем, германский экспорт в Россию вырастет до 21 миллиарда евро», – считает председатель Восточного комитета немецкой экономики Клаус Мангольд.

Андрей НИЖЕГОРОДЦЕВ

Золотая середина
Свыше 98% всех промышленных предприятий Германии – представители среднего бизнеса. А объем их производства по стоимости составляет более половины общего показателя всего предпринимательского сектора страны.
Кстати, если речь зашла о средних предприятиях, которые в ФРГ называют «миттельштендлер», то надо сказать, что немецкие деловые люди весьма недовольны количественными критериями, используемыми в этом случае в Брюсселе. Они вообще считают, что чисто статистический подход здесь неуместен.
Например, Клаус Бройниг, член дирекции Федерального союза немецкой промышленности, уполномоченный по вопросам среднего бизнеса, уверен, что «применение определений, по которым предприятия выпадают из категории среднего класса лишь из-за высокого числа сотрудников, равного, например, 501 человеку, а не 499, нельзя назвать продуманным».
В Германии полагают, что значительно важнее другой момент: сосредоточение в одних руках прав собственности и руководящих функций, а также то, что руководители средних предприятий несут прямую ответственность за результаты своей деятельности. Также чрезвычайно важна роль семейных фирм, составляющих 83% всех предприятий промышленного комплекса.
Огромную роль играют средние предприятия в научно-исследовательской и инновационной сфере. Считается, что именно они позволяют торговой марке «Сделано в Германии» на протяжении многих лет неизменно сохранять свою высокую привлекательность.
Однако, постоянно усиливающаяся конкуренция вынуждает и средние предприятия искать новые рынки сбыта и переносить свои производства в страны с более низкой заработной платой. Это подтверждают данные Союза немецкой промышленности, согласно которым в 2007 году 23% средних предприятий будут иметь хотя бы одно представительство за рубежом.

Средний класс в промышленном комплексе

 
 
Политические приоритеты среднего класса

1. Дебюрократизация
2. Снижение дополнительных расходов по заработной плате
3. Повышение уровня образования и обучения
4. Защита от увольнения
5. Снижение затрат на электроэнергию
6. Поддержка исследований и инноваций
7. Налоговая реформа
8. Развитие инфраструктуры
9. Защита окружающей среды
10. Поддержка внешнеэкономической деятельности
11. Расширение ЕС
Источник: данные Союза немецкой промышленности

№6, 2006