На замену нефти


«Маленький автомобиль – это красиво»: такой лозунг прозвучал из уст британского экономиста Эрнста Фрица Шумахера еще в 1970 году. Однако к нему начали прислушиваться лишь в последнее время, когда во весь рост встала угроза изменения климата на планете. Сегодня в европейских странах все большим спросом пользуются мини-автомобили, которые по комфорту мало чем уступают большим лимузинам.

Изменение автомобильной моды, вызванное, не в последнюю очередь, все новыми мерами борьбы властей ЕС с загрязнением атмосферы, призвано внести весомый вклад в защиту окружающей среды. Но в Большой Европе не ограничиваются стимулированием производства малолитражек. Там намерены уже с 2012 года начать переход на экологически чистые электростанции, которые будут работать на природном газе и угле, используя новейшие технологии. Предусматривается улавливание углекислого газа, его транспортировка и хранение на большой глубине под землей. На эту программу выделяется 10 миллиардов евро, определены 12 пилотных объектов.

Не менее многообещающий путь противодействия климатическим изменениям, считают европейские специалисты, – использование водорода в качестве экологически чистого энергоносителя. Подсчитано, что к 2050 году это позволит более чем наполовину уменьшить выбросы газов, вызывающих парниковый эффект и потепление климата. В Италии представлен проект, согласно которому переход 70% автомобильного транспорта на водородное топливо обеспечит уменьшение вредных выбросов на 70% в 2050 году. Кроме того, это окажет благоприятное влияние на европейскую экономику, а также сделает значительно более надежным энергетическое обеспечение потребителей в ЕС.

Между тем, уже составленная «дорожная карта» для продвижения по этому пути предусматривает необходимость создания специальной структуры в поддержку внедрения водорода в качестве энергоносителя, выделение 80 миллионов евро в год на соответствующие исследования, а также 180 миллионов евро ежегодно для воплощения этой программы в жизнь.

Большие надежды Брюссель возлагает и на применение биотоплива, производимого из масличных и злаковых культур. Однако это может привести к серьезным изменениям в сельском хозяйстве, от которых не восторге многие фермеры.

Одновременно в ЕС постепенно меняется отношение к ядерной энергетике, где примером служит Франция. Успешное развитие этой отрасли позволило стране производить больше половины всей требующейся электроэнергии на атомных электростанциях, которые постоянно усовершенствуются и становятся все более надежными.

Анатолий ИЛЬИН

Опасения, вызванные неизбежным исчерпанием запасов нефти и газа, необоснованны – к такому выводу, вслед за ученым Томасом Гольдом, приходят все больше его коллег.
В 1992 году Томас Гольд выступил с сенсационным заявлением: нефть и газ имеют не биологическое происхождение, а представляют собой химическую массу, выделяемую с огромных глубин Земли. Именно этим объясняется пополнение многих месторождений, считавшихся истощенными, хотя на протяжении последнего полувека звучат утверждения, что запасы энергоносителей скоро будут полностью вкачаны из недр.
Напомним, что первым теорию биологического происхождения нефти и газа метана высказал в XVIII веке великий российский ученый Михаил Ломоносов, которого, впрочем, пытался опровергнуть в 1877 году его соотечественник, гениальный химик Дмитрий Менделеев.

Кстати
Момент, когда добыча нефти в мире пойдет на спад, предопределен не истощением запасов этого ценного сырья, а теми ограничениями, которые вводят и будут расширять власти многих стран на потребление «черного золота», считают в компании «Газ де Франс». В то же время, пока невозможно предсказать пик потребления этого энергоносителя, после чего начнется спад.

№11(16), 2007