Главная > Дневник событий > Политика > Испания: жаркий июнь 2016-го

Испания: жаркий июнь 2016-го

Moncloa
image_pdfimage_print

Пиренейская страна охвачена предвыборной кампанией – пятой по счёту менее чем за полтора года и второй за полгода.

В декабре Испании пришлось прибегнуть к досрочным парламентским выборам, чтобы преодолеть ничейный результат предыдущих. Ключевой политический лозунг противоборствующих сил тогда был кратким: «За перемены!» И одна из них, к тому же весьма глубокая, наступила: неожиданным итогом волеизъявления испанских граждан в канун Рождества и новогодних праздников стало прохождение в Конгресс депутатов сразу четырёх партий, собравших более чем по 15% голосов. Такое случилось впервые за весь период демократии в этой стране, то есть, с 1977 года. С тех пор двухпартийная система была довольно живучей, но погребальный колокол по ней прозвонил именно 20 декабря 2015 года.

Неспособность победителей сформировать правительство из-за их глубоких противоречий погрузило Испанию в продолжающийся до сих пор политический кризис: у её руля находится кабинет министров, все члены которого, включая премьера, получили неприятную приставку «и.о.» к своим высоким должностям.

На 26 июня пришлось назначить новое голосование.

Хотя претенденты на кресло во Дворце Монклоа те же, что и в декабре прошлого года, содержание предвыборной кампании заметно изменилось. Политические партии решили отказаться от проведения массовых митингов и использования назойливой наглядной агитации на улицах – видимо, чтобы не раздражать уставших избирателей. Главным оружием кандидатов в премьер-министры стали телевизионные дебаты, на которых снова, как и в первые годы после ухода со сцены франкистского режима, проявляется поляризация ведущих испанских сил на «правых» и «левых». Любопытно, что Объединённые Левые выдвинули своим кандидатом Альберто Гарсона, деятеля испанской компартии, которая на своём недавнем съезде выступила с требованием к Мадриду покинуть зону евро и выйти из Европейского Союза.

Однако применение ТВ как главного оружия в политической борьбе не ограничивается дискуссиями на общественных и частных телеканалах. Впервые в Испании широко используются и другие форматы, включая развлекательные программы. При этом в «прайм-тайм» кандидатов буквально изучают под лупой и «потрошат» телеведущие, подробно копаясь в их личной жизни. Никто – ни и.о. главы правительства Мариано Рахой, ни его главные соперники – социалист Педро Санчес, Пабло Иглесиас (Подемос, в переводе «Мы сможем!») и Альберт Ривера (Сьюдаданос, в переводе «Граждане») – не смогли избежать этой Голгофы.

Предварительные опросы населения показывают, что испанские избиратели если и не полюбили, то, по меньшей мере, смирились с четырёхпартийной политической системой, поэтому итоги голосования снова вряд ли выявят явных победителей. С гегемонией временно находящейся у власти правоцентристской Народной партией и левоцентристской социалистической, видимо, покончено.

Проявят ли испанцы активность в очередной раз, да ещё в разгар лета, в период отпусков? Слабой явки к урнам опасаются все лидеры ведущих партий. Организаторы их кампаний изощряются в попытках привлечь испанцев на избирательные участки.

Александр СОКОЛОВ

№5(110), 2016