Главная > Тенденции & прогнозы > Комментарий > Надо ли Европе бояться кризисов

Надо ли Европе бояться кризисов

tenden-komment-nado_li_crisis-fin_
image_pdfimage_print

Сравнение ситуации в сегодняшнем Европейском Союзе с последними годами существования СССР того и гляди станет общим местом. Конечно, это сравнение, как, впрочем, и любое другое, хромает. Но в одном сходство несомненно: и тогдашние советские вожди, и нынешние лидеры ЕС оказались в плену собственной риторики. Они столь крепко уверовали, что создаваемое ими государственное образование призвано навсегда покончить с кризисами, что стали воспринимать их как что-то чрезвычайное, а вовсе не как естественный фактор любого развития. Из этого и произрастает унылый бюрократический подход: вот мы сейчас соберёмся на пленум, извините, на Европейский Совет, все хорошенько обсудим, примем единодушное решение – ведь в единстве наша сила, верно? – и дальше заживём как по писаному, без всяких этих кризисов.

Интересно, им самим-то не смешно?

Греция? Кризис евро? Нет в страданиях, которые последние годы претерпевают греки, ничего чрезвычайного. Это, господа, естественное следствие решительно не сопоставимых уровней экономического развития, и сваливание марки и драхмы в одну корзину ничем иным закончиться не могло. И не говорите, что вас не предупреждали: вспомните лучше, как на эту тему давным-давно высказывались не обласканные государственными подачками экономисты.

Можно ли как-то исправить положение? Знамо дело, можно. Только для этого требуется много лет и ещё больше денег. А пытаться все провернуть на фу-фу, с помощью совещаний – никчёмная затея. Различия в уровне экономического развития невозможно сгладить с помощью тотального консенсуса. Для этого куда больше надобен по-настоящему масштабный приток инвестиций, причём учитывающий не только экономические реалии, но и особенности национальной психологии. Да-да. А вы что и в самом деле думали, что рынок всё расставит по своим местам? Непростительная наивность для политических лидеров.

Конечно, соблазнительно набрать политические очки, увенчав себя лаврами победителя кризиса. Но при этом очень опасно выдавать за чрезвычайное явление нечто сугубо имманентное. Это подтверждает, скажем, истерия, раздутая вокруг «Брекзита». А что, собственно, необычного проявилось в связи с этим в поведении островитян? Вспомните хотя бы госпожу Тэтчер, которая всеми конечностями отпихивалась от ЕС, что не мешало ей, как это и свойственно британцам, охотно принимать от него весьма изрядные суммы – «на бедность».

И если эти настроения сейчас усилились, то стоит задуматься: не от того ли это, что вы так героически боретесь с кризисами? И борьба у вас подменила планомерную повседневную работу? А поскольку то, что вы опрометчиво объявили кризисами, в результате вашей неустанной руководящей деятельности никуда не девается, то люди поневоле начинают задумываться: нужны ли нам все эти затеи?

Британский институт по изучению общественного мнения «Ипсос Мори» уже установил, что 45% европейцев сегодня выступают за то, чтобы в их странах тоже был проведён референдум относительно членства в ЕС. Казалось бы, ну возьмите и проведите: учить вас, что ли, надо как это сделать, чтобы получить требуемый результат? Так нет же! Зачем-то предпочитают устраивать пляски с бубном вокруг «Брекзита» с воплями «кризис, кризис, кризис». На выходе пока получается ровно противоположное желаемому: на таком потенциальном референдуме треть граждан уже готова голосовать за выход из ЕС. В Италии «отказников» уже набралось 48%, а во Франции за «Фракзит» высказывается 41%. Дожили… Это ведь – страны-основатели.

А кризис, господа политики, это не какое-то крайнее обострение, а если угодно, повседневность и ваша работа в том и состоит, чтобы предлагать наименее болезненные пути выхода из него, а не заклинать его с помощью пространных совещаний. И о европейской мечте, которая с помощью беспроблемной интеграции положит конец всем кризисам, пусть рассуждают досужие публицисты: им за это гонорары платят. Питаться сладкими иллюзиями – не дело политиков.

Сейчас для европейских лидеров самое время задуматься, как это они так наруководили, что вместо желанной интеграции получается совсем обратное – нарастающее разграничение. Главной цели тот же «Брекзит» уже достиг: дистанция между Британией и ЕС неминуемо вырастет.

В милой уютной Австрии у президентской власти едва-едва не оказалась Австрийская партия свободы (АПС), от одного упоминания которой у европейских либералов начинаются мучительные корчи. Дошло до того, что в предвыборную борьбу в Альпийской республике пришлось вмешаться даже Жан-Клоду Юнкеру, заявившему, в интервью французской «Монд», что он «не любит» АПС. «Австрийцам это не понравится, но мне все равно. С правыми популистами невозможны ни дебаты, ни диалог», – сказал глава Европейской Комиссии. Неужели дело опять дойдет до общеевропейского позорища под названием «бойкот», как это было после прохождения в один из земельных парламентов сторонников покойного ныне Йорга Хайдера? Тогда министры иностранных дел европейских стран вели себя как капризные пятиклассники, «бойкотируя» австрийскую коллегу Бениту Ферреро-Вальднер, потом не один год работавшую в составе Европейской Комиссии при Баррозу.

«Ля белль Франс», с которой начиналась история Европейского Союза, пришла к тому, что 41% её граждан готовы со всеми пожитками драпать от этого ЕС куда глаза глядят. Еще одна страна-основательница – Германия – с большого перепугу решившаяся вверить охрану внешних границ Союза «видному демократу» Эрдогану, все глубже увязает во внутриполитическом кризисе, исход которого трудно предсказуем, но едва ли очень комфортен (см. «Народ разлюбил «народные партии», №5(110), 2016).

Похоже, стремление нынешних европейских лидеров набрать очки в качестве успешных кризисных менеджеров сослужило многим из них дурную службу. Не по Хуану оказалось сомбреро…

Андрей НИЖЕГОРОДЦЕВ

№5(110), 2016